Все новости
Общество
12 Декабря 2016, 12:11

В Башкирии 60 процентов игроманов — подростки

Кто такие игроманы? Много ли их в Башкирии? И как вылечить игромана? На эти вопросы «Электрогазете» эксклюзивно отвечает главный психотерапевт Минздрава РБ.

Фото автора.
Фото автора.
Кто такие игроманы? Много ли их в Башкирии? И как вылечить игромана? На эти и другие вопросы ответил в видеоинтервью редакции «Электрогазеты» главный психотерапевт Минздрава РБ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психотерапии БГМУ Ильгиз Тимербулатов:

— Модное сегодня понятие «игромания» появилось в лексиконе нашего общества не так давно — лет 10-15 назад. Пока в классификации болезней этого понятия нет, но проблема растет, как снежный ком. Сейчас она приобрела такие масштабы, что игроманию вынуждены были признать психическим поведенческим расстройством, наряду с такими заболеваниями, как алкоголизм, наркомания и зависимость от азартных игр. В 11-ю Международную классификацию болезней (МКБ — 11), которая будет принята в ближайшее время, эта нозология уже включена.
Для нашей республики проблема игромании очень актуальна. Это хорошо и плохо одновременно. Почему хорошо? Как правило, эта проблема бывает актуальна для наиболее развитых стран и регионов с хорошей инфраструктурой и высоким процентом урбанизации. Уфа занимает одно из лидирующих мест по качеству жизни, распространенности и внедрению современных передовых технологий в жизнь общества. Но есть обратная сторона медали — развитие таких патологических форм общения с техникой, как страсть к компьютерным играм, чатам общения, виртуальному миру в ущерб миру реальному.
Кто больше всего подвержен заболеванию? Кто подсаживается на эту «иглу»? В основном, это люди, неуверенные в себе, тревожно мнительные, с неустойчивым характером, а также люди, которые хотят получить все и сразу, живут по принципу — я хочу от жизни все или ничего. Человеку кажется, что виртуальный мир даст все, чего он лишен в реальности. Робкие и застенчивые становятся здесь настоящими мачо. Люди, которые боятся, что с ними что-то может произойти на улице, в лабиринте компьютерных игр чувствуют себя супергероями, здесь у них 20-30 жизней.
Игромания развивается исподволь и имеет три стадии. На первой —формируется зависимость ситуационного плана, когда у человека есть время и компьютер под рукой, он «зависает» в виртуальном мире, теряя контроль над временем. На второй стадии компьютерные игры, интернет становятся доминантой, все остальное уходит на второй план. И, наконец, самая тяжелая, третья стадия — человек все свое время проводит в сети и выходит оттуда только для удовлетворения физиологических потребностей. Иногда и биологические потребности угнетаются: человек днями может не есть, доводит себя до истощения, анорексии. В итоге он погибает… Бывает, что игроманы становятся преступниками… Механизм здесь такой: у игромана стирается грань между виртуальностью и реальным миром, выйдя на улицу, он начинает убивать людей, принимая их за компьютерных монстров… Это уже тяжелое психическое расстройство, которое требует специализированного лечения.
Игроманы так же, как и зависимые от алкоголя и наркотиков, не считают себя больными, они уверены, что могут избавиться от пристрастия в любой момент. Сами они практически никогда не обращаются к врачу. Наших пациентов приводят жены, родители.
В Башкирии 60 процентов выявленных игроманов — в возрасте от 12 до 18 лет. По распространенности заболевания Башкирия занимает четвертое место среди таких регионов, как Москва и Московская область, Татарстан, Пермский край, Новосибирская и Оренбургская области.
Еще мы выявили такой факт — очень часто игровая зависимость является лишь синдромом другого психического расстройства: депрессии, социофобии (боязнь общества), генерализованного тревожного или панического расстройства, или ряда других более тяжелых состояний, когда человек пытается найти в компьютере волшебную таблетку, которая спасет его от личностных проблем. Но это является самообманом. И наслоение игромании на существующие невротические или более тяжелые психические и поведенческие расстройства приводит к усугублению симптоматики. И в этом случае требуется более длительное и серьезное лечение.
При разных психических расстройствах отмечаются различные формы поведения в интернете. При одних состояниях чаще наблюдается зависимость от компьютерных ходилок/бродилок. При других — пристрастие к чатам общения. Ряд невротических и личностных расстройств у молодых людей проявляется частым посещением сайтов для взрослых.
Лечится ли игромания? Да, но, как и любое поведенческое расстройство, лечится долго. Здесь два основных направления — это фармакотерапия, лечение препаратами, которые подавляют зависимость, помогают человеку перестроиться, влияют на мышление, и психотерапия. В нашем центре (ГАУЗ Республиканский клинический психотерапевтический центр — прим. ред.) мы, как правило, комбинируем эти два метода лечения. Это обусловлено тем, что у игроманов, помимо расстройств психологического плана, нарушается обмен веществ и происходят такие же биохимические изменения в головном мозге, как и у наркоманов. То есть активация центра удовольствия способствует выработке в головном мозге веществ, которые сходны с действием наркотических препаратов. Поэтому лечение нужно направлять на подавление этих центров удовольствия. Психотерапия же предлагает комплекс мер (например, специальные тренинги), которые мотивируют человека на общение в реальном мире.
Автор:Хамматова Лиана
Читайте нас: