Лето. Синее небо, чириканье птиц, разнотравье на месте бывших огородов... Дедушки-бабушки, молодежь и малые дети гурьбой идут по цветущему лугу не спеша, поднимаются на пригорок — к Поклонному кресту. Отсюда вся округа, как на ладони. Внизу видны три дома — раньше их было 300, кипела жизнь, бегали дети, это их родная Петропавловка. Тянет их сюда.
На этом самом месте стояла Михаило-Архангельская церковь.
Удивительное совпадение — эта статья написана в день 130-летия освящения Михаило-Архангельской церкви.
Деревня Петропавловка образована между 1873-1880 годами переселенцами из Пензенской и Саратовской губерний на землях, арендованных, с последующим выкупом, у башкир Бегеняш-Кудеевской волости. До ближайшей железнодорожной станции Стерлитамак — 32 километра, до Уфы — 110.
К середине 1920-х годов в селе Петропавловка было более 300 дворов, четырехклассная школа, деревянная Михаило-Архангельская церковь, фельдшерский пункт, три ветряные мельницы, просорушка, маслобойка, ческа шерсти, один торговый «шинок», шесть кузниц, Корнеевский пруд. К Петропавловке относились хутора Лемдяс и Озерки. Было два колхоза: «Рассвет» и «Пробуждение». Сегодня в деревне остался один житель.
Сверху видать улицу Саратовскую — последнюю улицу в деревне, там живет единственный житель, Татьяна Жмакина. Ее хозяйству и упорному труду позавидуют руководители хозяйств. «Удивительный человек Татьяна — это о ней, хрупкой, но сильной, нужно показывать сюжеты, а не криминал, — говорит Светлана Пермякова и продолжает: — Наша забытая деревенька, с просторными лугами и полями — наша Родина. Соседние деревни: Садовка, Чунгор, Н.Услы, Семенкино, Тальник, где переплелись русские и мордовские обычаи. На пасху пекли куличи, мордовские пироги с творогом и изюмом, красили яйца, а ребятишки в новой нарядной одежде ходили по дворам, собирали яйца. На все праздники взрослые нескольких дворов собирались в одном доме и пели народные песни».
Любовь Яценко: «Я тысячу раз спрашивала отца: «Почему уехали?» Я была маленькая тогда. Когда приезжаю в деревню, надышаться не могу...»
«Вот здесь дом наш стоял... С бабушкой по утренней заре наберем трав, грибов да ягод и чистим на крылечке, потом сушим на солнцепеке».
«Приехать бы с ребятишками на каникулы сюда на чистый воздух, да некуда уже».
«Бабушка вспоминала: до войны по четверо-семеро ребятишек было в семьях, деревня огромная была. Люди работали до упаду, а по вечерам собирались, пели, танцевали опять до упаду. Какие были дружные...»
Первый в Башкирии Герой Советского Союза Григорий Степанович Пулькин родился в Петропавловке.
Первым о подвиге Героя Григория Пулькина рассказал Александр Твардовский, фронтовой корреспондент, поэт. Им было написано и стихотворение — «Григорий Пулькин», напечатанное в газете «На страже Родины» в январе 1940 года.
15 августа 2016 года центральная программа «Время» рассказала о героических братьях Конобевцевых. Военные поисковики при поддержке замдиректора Госархива Башкирии Светланы Грищенко нашли метрики Михаило-Архангельской церкви на четверых братьев: Ивана и офицеров — Тимофея, Алексея и Семёна.
Летчик 1 эскадрильи 57 штурмового авиаполка Краснознаменного Балтийского флота старший лейтенант Семён Конобевцев погиб в боях за Ленинград. Со всеми воинскими почестями похоронен 12 августа 2016 года под Санкт-Петербургом. В планах Первого канала ТВ — создание документального фильма о судьбе Конобевцевых.
«Я самая младшая в большой семье, седьмой ребенок, но у меня самое обостренное чувство к тем местам, где родилась я, мои родители, деды и бабушки. Село Петропавловка было большим селом в 300, говорят, дворов, с большой церковью... Теперь от той, бурно живущей деревни, осталось три дома. Но это самое любимое место, куда я с огромной радостью приезжаю в любую погоду и в любое время года.
И всегда задаюсь вопросом: что мы можем сделать, как исправить эту несправедливость? Нельзя стирать с лица земли тот малый уголок, где находится частичка твоего сердца.
Вначале нам предложили установить поклонный крест на месте разрушенной церкви. В 2011-м году пятиметровый крест был установлен. Сейчас нет человека, который бы прошел мимо и не остановился возле значимого для христианина места.
Мысль восстановления мемориала участникам Великой Отечественной войны появилась в то же время. Эта великая и трудоемкая работа меня пугала, но муж убедил, что нам это под силу.
На 9 мая в этом году мы с мужем не пошли на городской парад, а, купив венок, поехали возложить его к памятнику в моей деревне.
Стыдно и больно было видеть разрушенный мемориал. И именно 9 мая мы решили: так дальше нельзя, будем делать реконструкцию.
О том, что мы задумали, не знали даже самые близкие родственники. К демонтажу старого мемориала и планировке участка мы привлекли стороннюю организацию.
Изготовителем и установкой самого мемориала занялась фирма из Челябинска. В поиске организации по изготовлению мемориала помогал наш коллега Сергей Пастухов. Поиск погибших и вернувшихся с войны вели супруги Альфред и Марина Салимовы. Им предстояло пройти через военкомат и сельсовет, но пришлось действовать самостоятельно. Часто обращались к Вере Ивановне Кульковой, уроженке деревни Петропавловка, к прекрасному в прошлом учителю. Сверяли ее данные со своими. Земляки откликались на мой клич и присылали списки родственников, их в архивах мы не нашли, но, конечно, внесли в списки. Вот таким тесным, ответственным и дружным коллективом мы преодолели казавшуюся непосильной задачу.
Хотелось, чтобы прохожий видел не только мемориал, но и список погибших земляков. Каждый третий житель Петропавловки ушел на фронт. Более 100 мужчин деревни Петропавловки не вернулись к родному порогу. В их числе был мой дед Федор Фадеевич Лемдясов, который пропал без вести в ноябре 1941-го, и к его могиле никто и никогда не приносил цветов.
Теперь есть то место, куда многие из потомков могут прийти с поклоном и благодарностью.
Конечно, в списках погибших и вернувшихся с войны есть неточности, в этом не наша вина — мы сделали все, что в наших силах. В октябре 2016 года реконструкция мемориала была закончена. Большая дружная команда принимала участие в столь великом для нас деле, огромное им спасибо».
Мемориал преобразил деревню Петропавловка. Вернул односельчанам веру, что их родители и деды не забыты, разбудил интерес к корням своим.
И как в любом благородном деле, не обошлось без критики в соцсетях.
Тамара: «Нашего деда здесь нет. А под Ленинградом на обелиске есть. Так вот, а в родной деревне — нет».
Евгений: «А вот фамилии нашего отца нет в этих списках. Что я скажу сыну, племянникам, внукам? Очень обидно, как будто мы в Петропавловке и не жили».
Я, автор статьи, не удержалась и отвечаю. «Вы спрашиваете: «Что я скажу детям?» Вы скажете им, Евгений, что нашлись удивительные люди, не забывшие свою малую Родину. Они сделали неслыханное в России дело — поставили Мемориал павшим землякам на собственные средства. «Дети мои, — скажете вы, — пора и нам что-то сделать». Связаться с теми, кто построил Мемориал на свои средства, может, докупить какие-то материалы, чтобы внести свой вклад, договориться, как увековечить и имя нашего отца».
Ваш отец вас похвалил бы за такой путь действий».
Наталья Япрынцева: «Низкий поклон всем, кто создавал и устанавливал памятник, от семьи Нины Ивановны Япрынцевой, её детей, внуков и правнуков, — за память о людях, кто ценой жизни завоевал нам победу! Хоть кого-то пока нет в списках, это дело наживное, мы ведь и сами не знаем, какой величины должен быть этот список: кто попал в плен, кто пропал без вести, кто сидел в тюрьмах как враг народа и сколько всего людей с нашей деревни сгинуло, но мы теперь будем уверены, что наши внуки и правнуки не пройдут мимо — остановятся и почтут память всех».
Тамара Мерзлякова: «Спасибо, тысячу раз спасибо!!! Это очень волнующее событие для всех нас.
Мы даже и всем миром (нашим, деревенским) не смогли бы этого сделать, многие уже не в состоянии, а кто и в состоянии, то не додумался бы, чтобы ставить обелиск в заброшенной деревне. Лучше предпочли бы виллу купить. А теперь он нас будет притягивать, объединять, и деревня не будет выглядеть пустой и сиротливой. Будем приезжать, как к родителям в дом... А все это сделали люди с широкой душой и добрым сердцем! Пусть Господь вас хранит!»
Александр Симонов: «Земляки приехали из Москвы, Бугуруслана — показать детишкам места, где их деды и бабушки жили. Некоторые даже заплакали, когда увидели, что семья Светланы и колодец возродила!»
Когда они приезжают сюда, подступает их прошлое, оживают в рассказах родители, они веселятся и плачут, вспоминая дорогие лица тех, кого уж нет, первую любовь, проделки друг друга...
Какая жизнь отликовала, отгоревала, отошла!
И все ж я слышу с перевала,
Как веет здесь, чем Русь жила,
— сказал Николай Рубцов и про их Петропавловку.
А я не могу наглядеться на маленькую девочку Свету Пермякову с фотографии, ее глаза... Чистый взгляд с верой в «прекрасное далёко».
Она и сейчас такая. Сохранила детскую чистоту. Вдохновила всех на то, что описано в этой статье. Собирает историю Петропавловки и хутора Лемдяс.
Вспомнились чьи-то строки:
Я девчонкой бежала босиком по траве...
Я девчонкой была в той далёкой стране,
Малой родиной снится она мне во сне.