Народный умелец из Бирска Валерий Широков собирает машины и багги на базе советских инвалидных мотоколясок и автомобилей «Ока». Работает он педагогом дополнительного образования в центре детского творчества «Радуга» — ведет кружок технического автоконструирования. Вместе со своими воспитанниками он собрал уже больше десяти автомобилей.
— Автоконструированием я увлекся давно, — рассказывает Валерий Широков «Электрогазете». — С детства я любил ремонтировать велосипеды. Потом перешел на мопеды, мотоциклы, со временем дело дошло до машин. В 70-е годы я начал посещать мотокружок. Моим руководителем был знаменитый бирский умелец Юрий Морозов (именно его
необычный автомобиль сейчас активно обсуждают в интернете — прим. ред.). В то время он как раз начал конструировать машины на базе инвалидных мотоколясок.
— В свое время я окончил Бирский государственный педагогический институт. С 1991 года работаю педагогом дополнительного образования. В то время в Бирске еще существовала станция юных техников. В 1993 году на ее основе создали городской центр детского творчества «Радуга». Получается, уже 25 лет я обучаю детей.
— Сколько автомобилей вы уже собрали?
— До того как я устроился работать на станцию юных техников, Юрий Морозов с ребятами успели собрать три автомобиля. Я их отремонтировал и собрал еще четыре машины на базе инвалидных мотоколясок. В настоящее время эти модели уже отжили свой срок. Сейчас мы собираем машины и багги на базе автомобиля «Ока». У нас уже сделано четыре машины в стандартном кузове и четыре рамные модели — багги (ходовая часть и подвеска взяты от «Оки», а рама представляет собой трубчатый каркас с дугами безопасности). Все машины на ходу.
— Где вы используете эти автомобили?
— В основном ездим на них во время занятий. Также мы участвуем в соревнованиях. Сотрудничаем с клубом «Внедорожник» — ребята занимаются трофи-рейдами, с ДОСААФ — эта организация проводит соревнования по автомногоборью, скоростному фигурному вождению. Во время каникул сами устраиваем соревнования.
— Водить такие автомобили сложно?
— Нет, так же как и обычные автомобили. Ребят, которые только начинают посещать наш кружок, мы обучаем водить на специальной учебной машине. Она у нас с двойным управлением, собрана на базе мотоколяски.
— Сколько детей у вас занимаются?
— Я веду четыре группы, порядка 30 учеников. Кто-то приходит, чтобы научиться водить, кому-то нравится покопаться в деталях, ремонтировать машины, кто-то просто наблюдает за процессом конструирования.
— У меня «Ока». Сам ее собрал. Мелкий скоростной автомобильчик. Некоторые смотрят с опаской, кто-то сигналит. Но в городе у нас не так уж и мало таких машин.
— Где вы находите запчасти?
— Обращаюсь на станции, где принимают старые автомобили на разбор. Там можно найти нужные детали. Кое-что можно и в магазине купить. Запчасти для «Оки» еще продают.
— Над разработкой какого автомобиля вы сейчас работаете?
— Один автомобиль на базе «Оки» уже почти готов. Мотор стоит, рама сварена, ходовая часть готова. Остается доделать систему охлаждения и тормозную систему. В планах есть сделать одноместную машину для трофи-рейдов — завышенную, на широких колесах. Ищем, собираем детали, запчасти. Покупать все накладно.
— Названия своим автомобилям вы даете?
— Как таковых названий нет. Есть бортовые номера, как на спортивных, кроссовых автомобилях. В 2001 году собрал машину на базе «Запорожца», для выставки ей дали название «Спринт-201». Остальные автомобили без названий.
— Где вы храните автомобили?
— На территории центра есть гаражи. В одном из них оборудована учебная мастерская, в остальных стоят автомобили. Занятия у нас проводятся каждый день. Так что на каждой машине успеваем прокатиться. Без дела они у нас не стоят.