В профессиональных квалификационных группах, согласно приказу Минздравсоцразвития, появились загадочные должности — диспетчер образовательного учреждения, диспетчер факультета, советник при ректорате, учебный мастер и тьютор.
Вызывает интерес последнее. Это непривычное и резкое для нашего слуха слово в переводе с английского означает «домашний учитель, опекун». В Англии, где многие учебные заведения работают по принципу пансиона (ребенок только выходные проводит дома с родителями), тьютор — опекун ребенка в течение всего периода обучения. Именно с ним школьник советуется по всем вопросам, как учебным, так и бытовым. Именно тьютор учит его общаться с другими людьми, правильно выходить из конфликтных ситуаций, подбирает ему увлечения по душе, словом, заменяет собой родителей. Как правило, тьютор — это и педагог-наставник, и психолог, и конфликтолог, и просто друг ребенка.
У нас есть омбудсмены, психологи, социальные работники, классные руководители. Зачем еще «универсальный» тьютор, который, получается, объединяет большинство этих функций? Говорят, что он призван помочь ребенку разобраться в своих школьных успехах, понять, чего он хочет добиться в будущем. В наших буднях при работающих и вечно занятых родителях, выходит, «тьюторами» оказываются бабушки и дедушки…
На тему появления в Уфе тьюторов я пообщалась и со знакомыми педагогами, и родителями. Большинство к этой образовательной инициативе отнеслись более чем прохладно. «Инициатива для очередной галочки» — таким было общее мнение. А один из участников моего мини-опроса, много лет проработавший в РОНО, высказался более конкретно:
— При нынешнем положении дел нам явно не до тьюторов, к тому же в России нет учебных заведений, где бы их готовили, только три сертифицированных центра. Но отправлять ли на повышение квалификации кого-то из педагогов — решает сама школа. И сколько их должно быть в каждой школе? Скорее всего, это утопическое нововведение будет проигнорировано.
…Меж тем Министерство образования РФ подготовило проект перечня средств обучения, которым, подчеркиваю, не в абстрактном будущем, а в ближайшие годы предстоит оборудовать все учебные заведения страны. IT-технологиям — особое внимание.
В проекте речь идет и об оборудовании во всех школах стоек для зарядки мобильных телефонов, и об установке интерактивных стоек со встроенным планшетом, на котором можно будет увидеть не только школьную информацию, но и загрузить любые изображения, видео и звуковую информацию. А у каждого учителя на столе уже в скором времени должен появиться стационарный компьютер, планшет, устройство для печати, сканирования и печати документов, акустическая система, камера и Wi-Fi-роутер. Каждому ученику должны предоставить компьютер и планшет для коворкинга. Планы, конечно, замечательные, но…
Пока уфимским родителям не до IT-технологий и тьюторов, они думают, в какую сумму им выльется подготовка к новому учебному году? Успеют ли отремонтировать к 1 сентября школу? И в какую смену будет учиться ребенок? Несмотря на строительство новых школ в республике, проблема второй смены стоит остро. Пока же ставится задача решить ее для учеников младших классов и выпускных в течение четырех лет. А что касается состояния школьных зданий, то около ста из них в республике — в ветхом и полуаварийном состоянии. А сколько таких школ по всей России? Теперь чисто риторический вопрос — для кого все эти прожекты? Чиновникам из министерств почаще бы спускаться с небес на землю и бывать в регионах в самых обычных, «средненьких» школах.