Жительница Башкирии Гульнара Хуснутдинова воспитывает незрячую дочь. В этом году девочке исполнилось семь лет, и 1 сентября ей предстоит отправиться в первый класс. Однако в обычную школу девочку не берут. Родителям предлагают либо обучать дочь на дому, либо отправить ее в Уфу — в коррекционную школу-интернат №28 для слепых и слабовидящих детей. Однако ни тот, ни другой вариант родителям не подходит.
«Единственная школа для слепых и слабовидящих детей в республике находится в Уфе, — делится наболевшим Гульнара Хуснутдинова в письме в «Электрогазету». — Сами мы живем в Салавате. Нам предлагают домашнее обучение или интернат в Уфе. Ни один из этих вариантов нас не устраивает. Мы хотим, чтобы наш ребенок полноценно обучался и общался со своими сверстниками. Отдать единственного и горячо любимого ребенка в интернат мы не можем. Да и она не сможет жить вдали от родителей. Остается один вариант: переехать в Уфу и самим водить ребенка в 28-ю школу.
Но и тут мы столкнулись с огромными проблемами. Цены на недвижимость в Уфе и Салавате отличаются в разы! Ну, вроде бы, ладно, возьмем ипотеку… Но в связи с кризисом мы не можем продать свою квартиру. И найти работу в Уфе тоже не можем. Ищем, но пока безуспешно. Вакансии есть, но зарплата очень маленькая, мы не сможем выплачивать ипотеку.
Еще одна проблема: для получения ипотеки необходим стаж на последнем месте работы не менее одного года, а в каких-то банках требуют и не менее трех лет. Если мы устроимся на работу в Уфе сейчас, нам не дадут ипотеку. Если сейчас возьмем ипотеку, возникает вопрос: найдем ли мы такую работу, чтобы можно было выплачивать кредит? Получается какой-то замкнутый круг.
Нам с мужем уже по 40 лет. Я семь лет сидела дома, занималась ребенком (дочь перенесла шесть операций, ей требовались реабилитации, к тому же она часто болела — из-за этого я не могла выйти на работу). А сейчас меня на работу уже не берут. Работодателей не устраивает мой возраст и то, что я несколько лет сидела дома.
У нас с мужем у обоих высшее образование. Стаж работы у меня 15, у мужа — 20 лет. Но при этом мы не можем устроиться на хорошо оплачиваемую работу… Мы ни в коем случае не хотим быть иждивенцами. Мы хотим работать и получать достойную зарплату. Но для этого нам нужна помощь».
Гульнара Хуснутдинова поинтересовалась, существуют ли в республике льготные кредиты на покупку жилья и программы помощи в трудоустройстве членов семей, вынужденных переехать в другой город с целью обучения ребенка-инвалида.
«Мы уже обращались с этими вопросами в различные инстанции, — продолжает мама незрячей девочки. — Нам пришел ответ, что мы можем купить жилье по программе «Жилье для российской семьи». Однако квартиры по этой программе продаются в тех районах, где стоимость квадратного метра жилья и так не превышает 35 тысяч рублей за квадратный метр. Но в том районе, где находится наша школа, цены на жилье выше — 60-70 тысяч рублей за квадратный метр. Возить незрячего ребенка на общественном транспорте с другого конца города нереально. К тому же эта программа действует только на первичное строящееся жилье, а нам надо где-то жить уже сейчас.
Есть надежда, что мое обращение прочитают власть имущие. А может, кто-то из читателей газеты поможет нам с трудоустройством и подскажет, как лучше приобрести жилье в ипотеку».
Получив обращение Гульнары Хуснутдиновой, «Электрогазета» первым делом связалась с Министерством образования РБ, чтобы выяснить, действительно ли в республике существует всего одна школа для слепых и слабовидящих детей, и других возможностей получить среднее образование у незрячих нет.
— Совершенно непонятно, почему этой семье предлагают обучение на дому, — отметила главный специалист-эксперт отдела специального образования Министерства образования РБ Любовь Еремеева. — Домашнее обучение рекомендовано детям, которые по ряду причин и в силу определенных заболеваний не могут посещать школы. Если ребенку не противопоказано обучение в школе-интернате, значит, ему не противопоказано и посещение обычной школы по месту жительства. Получается, у этой семьи есть третий вариант — отдать ребенка в обычную школу.
Специалист Минобра добавила, что в школах Башкирии сейчас активно внедряется инклюзивное образование. Это означает, что общеобразовательные учреждения обязаны принимать всех детей, не должно быть дискриминации по состоянию здоровья.
При этом школа должна быть подготовлена к обучению незрячего ребенка: в ней должен работать тифлопедагог. Даже ради обучения одного незрячего ребенка такого специалиста должны принять на работу. Остальные педагоги, которым предстоит работать с незрячим ребенком, должны быть знакомы с особенностями обучения таких детей и владеть шрифтом Брайля. Также школа должна позаботиться и о приобретении специальных учебников и учебных пособий, необходимых незрячему ребенку.
— Конечно, это требует дополнительных финансовых вложений, необходимо решать кадровый вопрос, — отметила Любовь Еремеева. — По решению этих задач в республике сейчас проводится большая работа.
Также специалист рассказала, что в Башкирии уже имеется опыт по обучению незрячих детей в обычных общеобразовательных школах:
— В одной уфимской гимназии обучался незрячий мальчик. Причем он окончил школу с отличием и поступил на юридический факультет БГУ. В Кумертау несколько лет назад незрячая девочка окончила обычную школу.
Любовь Еремеева порекомендовала Гульнаре Хуснутдиновой обратиться в управление образования города Салавата, чтобы ей помогли подобрать для дочери школу, наиболее подготовленную к инклюзивному образованию.
Также «Электрогазета» обратилась за комментарием в Министерство труда и социальной защиты населения. Мы поинтересовались, оказывается ли семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, помощь в трудоустройстве. Нам сообщили, что родителям незрячей девочки необходимо обратиться в службу занятости, где им предложат вакансии, соответствующие их квалификации. Единственное, если у них не будет уфимской прописки, их не смогут поставить на учет, как безработных, и не будут выплачивать пособие.
Что касается программы «Жилье для российской семьи», то она позволяет гражданам России приобретать жилье экономического класса. При этом стоимость одного квадратного метра действительно не должна превышать 35 тысяч рублей. В Уфе по этой программе можно приобрести жилье в микрорайоне «Кузнецовский затон» и в Шакше.