22 мая партия «Единая Россия» проведет в стране праймериз. Эту процедуру «единороссы» уже проводили в предыдущие годы. Впервые в этом году праймериз пройдут по открытой модели.
Что такое праймериз и зачем они нужны партии и избирателям, рассказывает политолог Дмитрий Михайличенко.
— Как известно, понятие «праймериз» пришло к нам из США. Там эта процедура начала активно использоваться в XIX веке. Праймериз представляют собой процедуру предварительного голосования. Она нужна для того, чтобы сделать процесс выдвижения кандидатов в различные органы законодательной власти (и не только), более прозрачным.
Когда кандидатов выдвигают сами политические партии, процедура выдвижения непонятна. В этом случае выдвижение становится делом партийных функционеров. Другое дело, когда сами граждане принимают участие в выдвижении кандидатов. Тогда процесс выглядит более демократичным, прозрачным и понятным.
— «Единая Россия» — единственная из представленных в парламенте партий, которая проводит предварительное голосование. Какова реальная польза праймериз для самой партии?
— Для «единороссов» это возможность услышать народ и сделать выдвижение депутатов как можно более прозрачным. Также это дополнительная информационная поддержка кандидатов. Если посмотреть предвыборные расклады, то получается, что в праймериз в одних и тех же избирательных округах участвуют по два, а то и по три депутата Госдумы. Поэтому административная власть не знает, кого поддерживать, создается реальная конкуренция внутри элит и среди молодых политиков. В итоге предварительного голосования партия выявляет наиболее сильных, популярных кандидатов, которые могут иметь успех на этапе основного голосования.
— Как кандидаты позиционируют себя в ходе подготовки к предварительному голосованию?
— По сути, праймериз — это масштабный этап целого электорального цикла, предполагающий, что кандидаты, которые собираются баллотироваться, имеют возможность проявить себя и стать более узнаваемыми и, соответственно, набрать больше голосов в сентябре. Кандидаты таким образом получают широкие возможности для того, чтобы установить контакт с избирателями и получить стратегическое преимущество перед своими конкурентами из других партий.
В ходе подготовки к голосованию проводятся дебаты. У кандидатов появляется возможность озвучить свою точку зрения по самым различным вопросам. В условиях смешанной избирательной системы важно ведь не только то, к какой партии кандидат принадлежит, важно, что он собой представляет. Иными словами, важна личность политика.
— Почему праймериз не проводят другие партии?
— Мы знаем, что демкоалиция пыталась провести праймериз, но различные скандалы помешали ей это сделать качественно. Другие партии более пассивны в этом плане. Но думаю, в долгосрочной перспективе они все-таки также будут применять эту процедуру. Считаю, что решение главного органа партии о выдвижении определенного кандидата не может устраивать абсолютно всех — оно достаточно субъективно.
Проводя праймериз, «Единая Россия», несомненно, получает конкурентное преимущество перед другими партиями. Все-таки «Единая Россия» — партия-гигант, она доминирует в политическом пространстве. Хотя коммунисты вполне могли бы провести праймериз, но не проводят. И это скажется на их составе выдвиженцев.
Понятно, что у других партий возможностей (в том числе и финансовых) меньше. Поэтому не стоит критично относиться к нежеланию ЛДПР или КПРФ проводить праймериз. Однако критика самой процедуры предварительного голосования — это не совсем правильно. Я считаю, что праймериз демократичнее, чем кулуарное выдвижение кандидатов.
Конечно, можно по-разному относиться в процедуре праймериз, но все же она демократична и прозрачна. Другое дело, что в ряде регионов праймериз будут проходить формально и не дадут задуманного результата.
— Потому что власти боятся проводить праймериз, что называется «на полную катушку». Боятся раскола элит. Запускается механизм реальной конкуренции и, условно говоря, у оттесненных элит, не встроенных в существующую региональную вертикаль, появляется возможность проявить себя и в результате изменить ситуацию. Естественно, это не выгодно правящим элитам.
— Как вы оцениваете интенсивность и качество праймериз в республике?
— Глава республики Рустэм Хамитов сказал, что нужно обновить депутатский корпус. Обновление действительно будет. Но умеренное обновление. Если мы посмотрим на состав выдвиженцев, то увидим, что четыре действующих депутата «Единой России», баллотировавшихся в 2011 году от республики, не подали заявки на праймериз. Они понимают: у них не будет поддержки, потому что работали недостаточно хорошо.
Остальные кандидаты будут участвовать в праймериз, но не все из действующих депутатов Госдумы пройдут. Так что новые лица точно будут.
— Как вы считаете, нужно ли совершенствовать механизм праймериз?
— Безусловно. Прежде всего повышать качество дебатов. Сейчас активность кандидатов довольно низкая. В СМИ уже отмечалось, что многие не ходят на дебаты.
Много и других вопросов. Например, отсутствие интереса других партий к предварительному голосованию. Но это вопрос времени. В США тоже поначалу особого интереса к процедуре не было. Американская выборная система прошла длительный путь, прежде чем демократические процедуры были утверждены в качестве основополагающих. В России праймериз проводятся в третий раз, поэтому еще много времени понадобится на становление таких прозрачных процедур.