Алексей Филиппов уже двадцать лет занимается творчеством — изготавливает сувениры, обереги, руны, интерьерные игрушки, дизайнерские украшения, настенные панно, предметы интерьера из натурального дерева и других природных материалов. Он постоянно участвует в творческих выставках, а его работы можно встретить не только в Уфе, но и во многих российских городах и даже за границей.
«Электрогазете» умелец рассказал о своем увлечении, которое стало делом его жизни.
— Свои первые поделки я изготовил еще в школе. Но более-менее осмысленно начал работать году в 1996-ом. Делал сувениры из дерева, дарил их своим родственникам, друзьям. Профессионально я стал заниматься изготовлением изделий из дерева в 1999 году.
— Вы получили специальное образование?
— Образование у меня связано с авиационными двигателями. После учебы я три года работал по специальности. А потом произошли глобальные перемены в стране, и работы не стало. Я сменил множество мест, но в итоге пришел к тому, что творческая работа мне ближе. И уже вплотную занялся изготовлением изделий из дерева. Сейчас это мое основное занятие.
Что касается именно специального образования, опыт я приобретал методом проб и ошибок, плюс наблюдал за работой других мастеров. Также я зарегистрировался на тематическом форуме, где постоянно общаюсь с умельцами со всей страны, мы делимся друг с другом опытом.
— В каком направлении вы сейчас работаете?
— Сейчас моим основным направлением является настенная скульптура — различные фигуры из дерева, которые можно вешать на стены.
— Раньше я и другими направлениями занимался, даже мебель делал (кровати, прикроватные тумбочки, обеденные и журнальные столы, шкафы для книг), всевозможные предметы интерьера. В принципе, из дерева можно изготовить все, что угодно.
— С какими материалами вы работаете?
— С различными породами дерева. Недавно провел инвентаризацию и обнаружил в своей мастерской около 45 пород дерева. Из них штук пять я даже не смог идентифицировать. В своих работах я стараюсь сочетать различные породы, чтобы получались красивые сочетания цветов. Дуб очень хорошо идет, как добываемый, так и произрастающий у нас в Башкирии. В принципе, с любым деревом могу работать. Недолюбливаю лишь те породы, которые плохо пилятся, например, бук из Краснодарского края.
Что касается сопутствующих материалов, то я использую кожу, льнопеньковую и сизалевую нити, металлы (латунь, медь), камни.
— Как вы скрепляете между собой различные породы дерева?
— Между собой они не скрепляются никак. В основном, я клею их на жесткое основание, например, на фанеру. Потому как у различных пород дерева разное направление волокон, твердость и плотность, и друг с другом их лучше не склеивать. Бывают изделия, в которых нужно собрать единый массив, там уже подбираю, чтобы направление волокон шло в одну сторону, и древесина была схожей по твердости и плотности. А так в основном все изделия собираю, как мозаику.
— Где вы берете материал для изделий?
— Некоторые породы деревьев растут у нас в районе. В свое время я решил перебраться из Уфы в сельскую местность. Сейчас живу в селе Красный Восход Иглинского района. Растет у нас здесь дерево ильм из семейства вязовых. Им многие топят печки, а я присмотрелся и понял, что дерево-то красивое, грех его сжигать. Здесь же растут дубы, березы, вязы, черемуха. А вот экзотические породы деревьев добываю разными другими путями.
— Где вы черпаете идеи для своих скульптур?
— Бывает, что заказчики сами говорят, что им нужно, приносят готовые картинки, и я по ним делаю скульптуру. Бывает, говорят, что им нужен, скажем, козерог, и я сам придумываю, какой формы он будет. Бывает, что люди не знают, что конкретно им нужно. Вместе рисуем эскиз или по электронной почте списываемся, решаем.
— Среди ваших работ много знаков зодиака, эзотерических символов. С чем это связано?
— Мне нравится их изготавливать, а заказчикам нравятся готовые изделия. Многие рассматривают их как обереги, предметы, наделенные позитивной энергией. Кому-то просто нравится, как они смотрятся в интерьере, радуют глаз, поднимают настроение, увеличивают работоспособность, соответственно, приносят дополнительную прибыль. Вот такая прослеживается закономерность. Тут уже зависит от того, кто во что верит.
— Да, как я уже говорил, в свое время я проникся идеями дауншифтинга и перебрался в село. Здесь у меня свой дом и отдельная мастерская — помещение небольшое, но мне хватает. Что хорошо, могу работать в любое время и никому не мешать. Пока жил в Уфе, я одно время снимал угол в мастерской, платил за аренду. Теперь я сам себе хозяин. Инструменты приобрел нужные, кое-что сам соорудил, работаю.
Сейчас вот хочу попробовать токарную обработку дерева. Для этого нужен токарный станок.
— Непосредственно с деревом я работаю один. Моя супруга Татьяна с недавнего времени занялась выжиганием, и какие-то работы мы стали делать вдвоем. Я изготавливаю изделие, она на нем выжигает узоры.
— Сколько времени занимает изготовление одного изделия?
— По-разному. Все зависит от сложности. Я всегда предупреждаю своих заказчиков, чтобы они заранее определялись, что им нужно и к какому сроку. Ведь нужно придумать и согласовать эскиз, качественно выполнить работу. Бывает, что обращаются за три-четыре дня до какого-то праздника. Но если работа большая, успеть просто нереально. Заказы нужно отправлять хотя бы за неделю, а лучше за две. Со срочными заказами я предпочитаю не связываться.
— Ваши заказчики — уфимцы?
— В основном, да. Но часть моих изделий расползлась не только по стране, но и по миру. Точно знаю, что несколько изделий находятся в Турции. Среди них деревянный Кот Леопольд и Винни Пух.
— Там мужчина коллекционирует котов и других животных. Ему в подарок мои изделия привезла жена, она — уфимка.
Одно или два изделия, я точно не помню, отправились в Великобританию. В свое время я участвовал в московской выставке «Арт-Ладья», сейчас она и в Уфе проводится. Там ко мне подошел англичанин. Ему понравились мои деревянные рыбы.
Три изделия увезли в Оман. На уфимской выставке «Город мастеров» ко мне подошел мужчина, сообщил, что собирается в Оман и хочет приобрести сувениры. Выбрал деревянные солнышки.
Возможно, какие-то работы есть в Америке. Что касается нашей страны, то мои изделия есть в Екатеринбурге, Челябинске, Москве, может, где-то еще, проследить за судьбой всех работ просто невозможно.