Все новости
Общество
22 Февраля 2016, 12:45

Русский немец живет в Германии воспоминаниями об Уфе

Валентин Гернер, построивший практически все существующие в Уфе объекты нефтепереработки и живущий сейчас в Германии, отметил 90-летие.

Все меньше остается людей, по судьбам которых прокатилась Великая Отечественная война, а оставшиеся среди нас оказываются разбросанными по разным городам и странам. Но воспоминания уносят их к тем далеким годам, когда они были молоды и старались быть полезными Отечеству, где появились на свет.
Валентин Гернер – один из тех ветеранов труда, с которым мне довелось познакомиться, когда я работала в газете строительного треста №21. Редактором многотиражки «На стройке» была в то время Людмила Шмидт (Емельянова), в дальнейшем - заместитель редактора районной газеты «Трибуна». Сейчас она живет с семьей в Германии. Недавно Людмила позвонила мне и напомнила, что Гернеру исполняется 90 лет. Конечно же, стали вспоминать эпизоды, связанные с его работой в тресте, объекты, построенные с его участием. Как это бывает у журналистов, беседа вылилась во вполне законченную газетную статью, которая, надеюсь, будет интересна и читателям «Общественной электронной газеты».
Валентин Рудольфович Гернер, построивший практически все существующие в городе объекты нефтепереработки, заслуженный строитель Башкирии и Российской Федерации, лауреат Государственной премии, двух орденов Трудового Красного Знамени и ордена «Знак Почета», принимал решение об эмиграции очень трудно и болезненно. Скорее, даже не принимал, а просто, будучи уже пенсионером, присоединился к решению семьи. Но он и предположить не мог, что память крепко будет держать его в родном тресте и не отпустит никогда.

Сегодня, перебирая события своей долгой жизни, он удивляется, как же много может вместить в себя память одного человека. В 1943 году, когда ему только исполнилось 17, его направили на курсы мастеров. В Орске ускоренными темпами строили нефтеперерабатывающий завод на американском оборудовании по лендлизу. По приказу Берии сюда перекинули русских немцев, находящихся на спецпоселении, и Гернер был в их числе. Как лучшего ученика его наградили тогда американским джинсовым костюмом, но он его не оценил: и ткань грубая, и строчки слишком заметные, и замерз он в нем так, что даже заболел. Начальник строительства пожалел мальчишку и освободил на время болезни от работы на объекте, переведя в технический отдел. Тут и довелось ему пообщаться с самым главным американским инженером. И американец после этого общения воскликнул:
- Этих русских никто победить не сможет, если у них даже мальчишки так в чертежах разбираются!
До 1954 года Гернер работал на строительстве объектов, находясь, как и все русские немцы, практически в заключении. Он уже руководил людьми, но обязан был регулярно отмечаться в комендатуре и не имел права выезжать с места приписки, даже когда его выбрали делегатом областной комсомольской конференции.
Валентин Гернер забивал первый колышек на строительстве Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода и помнит, что когда заключенные выходили на работу, то колонна растягивалась от центральной проходной до бараков Ново-Александровки (тогда ее официально называли 5-й лагерь). И все-таки именно в те годы, по его собственному признанию, он встретил самых талантливых, самых гениальных и культурнейших людей в своей жизни. Именно у них он научился любить и ценить людей, видеть в каждом из них талант.
Своей первой и главной задачей как руководителя Валентин Рудольфович считал заботу о людях, и потому многие и теперь могут вспомнить, как им помог Гернер. Если, например, он видел, что молодая девчонка, приехавшая на стройку из деревни, мерзнет на остановке без зимнего пальто, назавтра он вызывал к себе кого-нибудь из профкома, чтобы обсудить, как ей помочь в приобретение теплой одежды. Кого-то уговорил получить образование, кого-то продвинул по службе…
В 1953 году Гернер работал прорабом, когда его участок посетил тогдашний заместитель министра нефтяной промышленности. Он осмотрел хозяйство молодого руководителя, а вечером вызвал к управляющему трестом.
- Хотим поручить тебе руководство строительством АВТ-9, но с одним условием: надо сдать объект уже в этом году! – сказал, как отрезал.
Легко сказать: сдать. А как это сделать? Шанс и величайшая ответственность. Гернер уже тогда выработал свое главное правило: изучать объект до мельчайших подробностей и все знать самому. В далеком 1953 году он сдал-таки свой первый объект в срок. Потом окончил ускоренные Высшие инженерные курсы в Москве и с тех пор сдавал и сдавал объекты. В срок, досрочно, к очередному съезду, очередному юбилею… Такое было время.
Авторитет у Валентина Рудольфовича на стройке был настолько велик, что любой производственный спор можно было завершить одной фразой: «Так сказал Гернер».
Однажды его вызвали в Москву на совещание главка, велели подготовить доклад. Как всегда, подготовился тщательно, выступил, а в перерыве подошел руководитель пресс-службы:
- Можно задать вопрос: «Где вы так хорошо научились говорить по-русски?»
Валентин Рудольфович даже растерялся, ведь в душе всегда считал себя русским. И Тютчева может наизусть декламировать, и в отличие от многих своих коллег в свободное время в командировках в Москве и Ленинграде бежал не в ресторан или в магазин, а в музеи и театры, чтобы приобщиться к великой русской культуре.
Был и такой факт. Еще в 70-е годы на одном из объектов завода синтезспирта довелось ему работать со специалистами из Западной Германии. Услышав его немецкую фамилию, они присмотрелись и начали переманивать на работу в ФРГ: и баснословной по тем временам зарплатой, и невиданными благами. Но Гернер и мысли не допускал о переезде. Тут, в России, в Уфе, было его место, его главное дело.
И вот ведь как распорядилась судьба: переехал все-таки. Но уже в пенсионном возрасте, в начале трудных 90-х годов. Конечно же, ради детей, внуков и правнуков. Здесь получает достойную пенсию. Здесь немецкие врачи не раз спасали и продлевали ему жизнь. И вот уже отмечает 90-летний юбилей. Естественно, в кругу семьи. У Гернера четыре сына, дочь, десять внуков и пять правнуков. Но память каждый день возвращает его в родной 21-й трест. Любая весточка оттуда – самый лучший подарок. Одна из внучек, выучившись на инженера в Германии, выбрала местом производственной практики строительный трест №21. С какой гордостью они потом смотрели друг на друга!
Все эти эпизоды и события из жизни Гернера вспомнила моя коллега Людмила Шмидт, которая постоянно общается с ним по телефону и даже однажды была у него в гостях.
«Мне повезло: я многие годы знакома с Валентином Рудольфовичем. Познакомились на одной из оперативок в начале 80-х. Трест строил важный объект на Ново-Уфимском нефтеперерабатывающем заводе, и мне надо было подготовить материал в газету. Стараясь быть незаметной, наблюдала за оперативкой. В президиуме сидели «тузы» города и республики – первые секретари горкома, обкома, в зале – начальники трестов, строительных управлений. Оперативку вел Гернер. И по тому, с каким достоинством, с какой уверенностью он руководил процессом, мне показалось, что в тот момент он был «центром Вселенной». В него было невозможно не влюбиться», - признается Людмила.
А потом, когда она готовила материал о женщинах-ветеранах треста, одна из них сказала:
- Сколько женщин заглядывалось на Гернера – высокий, статный… А он ни разу не посмотрел в сторону от своей Лилии Ивановны.
Они и сейчас вместе. Долгие годы она была его надежным тылом, а теперь он ухаживает за ней.
Приятно слышать, что и в свои 90 лет Валентин Рудольфович одержим идеей делать ПОЛЕЗНУЮ работу. («Так и напиши, заглавными буквами», - попросила меня Людмила). Например, научился ремонтировать старые «зингеровские» швейные машинки, и владельцы мастерской одну из них ему подарили, а потом стали снабжать лоскутами ткани. Из них Гернер нашил сумки, фартуки, кепки, которыми одарил всех знакомых женщин. Причем строчки такие ровные и аккуратные, что трудно поверить, что шил непрофессионал. Но самой важной своей полезной работой он считает общение с ветеранами треста. Разумеется, они не забыли поздравить своего товарища с замечательным юбилеем, как и он не забывает обо всех круглых датах в жизни треста. Но помнят Гернера не только в 21-м тресте: его имя внесено в «Книгу почёта» Орджоникидзевского района Уфы.
Автор:Колоколова Любовь
Читайте нас: