Ехала как-то в маршрутке и стала невольной свидетельницей спора на тему: «Пить или не пить?» Поводом к стихийному, но довольно бурному обсуждению стала фраза, услышанная по радио. Речь шла об инициативе сенатора Антона Белякова, который внес в Госдуму законопроект, запрещающий продажу алкоголя лицам, не достигшим 21 года. Далее диктор сказал, что спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко поддерживает повышение возрастного ценза при продаже алкоголя до 21 года. Что тут началось! Хоть снимай видеоролик и выкладывай его в интернет. А главное, как это обычно и бывает, никто никого не слушал, говорили сразу все и слышали только себя. А я еще раз убедилась в том, что тема пития на Руси всегда была и остается, судя по всему, наиважнейшей.
Первой, как это ни странно, завелась бабулька, эдакий божий одуванчик.
— Да что ж такое делается? — запричитала она на весь салон. — А как же сынков-то в армию провожать? И водку на стол не поставь? А если он жениться надумает? А ребеночек родится? За его здоровье молодому папашке тоже будет выпить нельзя?
— Дело не в этом, — строго сказал представительного вида мужчина, — мне кажется, тем самым нарушаются ранее принятые законы. У нас совершеннолетним считается 18-летний. Он уже имеет право президента выбирать, а в армии ему оружие доверяют… Получается какая-то нелепость…
— А вот Вероника Скворцова, министр здравоохранения говорит, что в наши дни весь мир понимает, что человек растет и развивается минимум до 25 лет, — сказала солидная дама в возрасте и повернулась к молодой паре, сидевшей напротив. — А продавцов, которые малолеткам продают спиртное, решили штрафовать на 50 тысяч, а надо бы на 150…
— Да вы за нас не переживайте, — усмехнулась девушка, вид которой ясно говорил, что время она проводит не в читальных залах. — Если нам захочется выпить, мы всегда найдем — старшие товарищи в беде не оставят...
— Да, не доросли мы до такого закона, — думала я. — Не найдет он понимания, а запретный плод для подростков особенно сладок...
Что же делать? Это тоже один из вечных русских вопросов. Мы как-то привыкли, что в случае правонарушения подростка наказывают родителей — рублем. Они платят штраф, а их непослушное чадо с асоциальными замашками ставят на учет. Потом все это забывается — до следующего раза. А сейчас мне, например, непонятно: если в руки полицейских попадется сильно пьяный 20-летний детина, кого будут наказывать? И как?
Может быть, не стоит тянуть с профилактикой бытового пьянства, а начинать эту работу с 10-12-летнего возраста. И нужен-то всего один-единственный Закон — о полном запрете употребления детьми и подростками алкоголя, табака и наркотиков. Но такой Закон, чтобы именно с большой буквы. Чтобы уважение вызывал и не считался очередной кампанией. А если кого-то вдруг заметили с «запахом» — все равно, каким, то за свои поступки он должен отвечать сам, а не с помощью родительского кошелька. Пусть подростки, которые решили все же «попробовать», попробуют заниматься и общественно-полезным трудом. Моют школьные коридоры, убирают мусор с газонов, чистят снег. За первый случай — минимальное количество часов, а за повторный — в разы больше. Может, так быстрее дойдет, что без сигарет и пива вполне можно обойтись?
Родители, если действительно любят своих детей и хотят, чтобы в будущем у них все было хорошо, должны воспитывать их своим личным примером, как это ни банально звучит. А папа с нравоучениями и перегаром — плохой наставник. Мама — тем более.
Что же касается торговых точек, продающих детям спиртное и сигареты, то закрывать их и лишать лицензии стоит только за один-единственный факт продажи. Чисто в воспитательных целях.
А пока цифры в наших СМИ — пугающие: ежегодно злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти около полумиллиона россиян, а количество больных алкоголизмом в стране составляет около пяти миллионов человек. Но, уверена, это лишь вершина айсберга… Речь идет об «официально» пьющих, стоящих на учете. И все это очень страшно.
…Спор стих также внезапно, как и начался. Аргументы, видимо, закончились, да и маршрутка уже подъехала к конечной остановке…