Белая река. Глава 10. 59-ый общесоюзный маршрут.
Давно ушла в прошлое эпоха железных караванов, проносящихся по стремительной весенней реке. Горные заводы, стоящие по берегам, за малым исключением, уснули, поселки притихли, население потянулось в города.
Но Белая река не осталась предоставленной самой себе. На смену весеннему трудовому сплаву постепенно пришла забава — туризм. Городское население массово потянулось на природу.
Первые путеводители по Белой появились еще перед войной. В частности, путеводитель «По Белой» за авторством Н. Покровского, изданный в Москве в 1936 году. В нем туристам предлагается приобрести в Белорецке плоскодонную лодку и отправиться до Уфы. Протяженность маршрута 950 километров, а время прохождения — около полутора месяцев. Стоит заметить, что реки в то время были значительно полноводнее. В наши дни в рекомендованное для сплава время, в июле — августе по Белой от Белорецка можно пройти разве что пешком — обмелела река. Это связано как с массовой вырубкой темнохвойных лесов, являющихся аккумуляторами влаги, так и с потеплением климата.
Но в прошлую эпоху сплав на деревянных лодках был возможен, более того, за неимением лучшего, это был единственный способ комфортно пройти по реке.
Естественно, еще не было никакой организации, классификации и т.д. Туристам предлагалось осуществить свою мечту полностью самостоятельно. Что касаемо какой бы то ни было инфраструктуры по берегам, то ее не было и в зачаточном состоянии. Являя собой природную галерею красот на всем протяжении сплава, река Белая оставалась, да и во многом остается сейчас, медвежьим углом.
Предтечей планового туризма на Белой стало прохождение в 1959 году студентами Башсельхозинститута маршрута от села Кага до села Юмагузино. Все так же на деревянных плоскодонных лодках, что были приобретены в Авзянском лесхозе. До открытия зеленой улицы на главной водной артерии Южного Урала оставалось всего ничего.
Если не можешь остановить процесс — возглавь его. В 50-60-е годы прошлого века туризм стал весьма популярен, и все больше и больше жителей городов стремились куда-то поехать и отдохнуть в условиях горнолесной местности. Возник запрос на отработанные, безопасные и одновременно интересные маршруты. Особенно — сплавы по рекам.
У известного путешественника и педагога Вадима Марушина, в его книге «Словарь туриста» я нашел, кто же явился автором знаменитого 59-го сплавного маршрута. Он был разработан в 1965 году Вадимом Павловичем Зверевым. В тот же год Башкирский областной совет по туризму и экскурсиям ввел его в строй. И поехали к Белой реке туристы со всего СССР. 60-е годы прошлого века — время расцвета «рюкзачного» туризма, авторской песни. Над Белой зазвучали гитары, потянулись дымы над водой. А эхо от скал, бывало, отражало суровый голос бывалого инструктора, идущего на первом плоту: «Это скала Муйнакташ. Если она упадет, то перегородит реку…»
Впрочем, какие плоты? Вплоть до конца 60-х годов сплав по Белой осуществлялся архаично, на деревянных лодках. Чудо случилось, когда Евгений Шишкин, будучи директором Областного совета по туризму и экскурсиям, сумел собрать заказы на надувные плоты в других регионах у таких же директоров-экскурсионщиков и с этим пришел на наше родное уфимское РТИ. Гиганту стало интересно поработать с туристической общественностью. В результате на свет появился «туристский легкий плот», ТЛП. Или ТЛП-6, поскольку вмещал в себя шесть человек.
Сплавной маршрут по реке Белой был внесен в реестр всесоюзных маршрутов под номером 59. Пятьдесят девятый, общесоюзный — сколько людей прошло по нему! Вот на фото мы видим обширный улыбающийся коллектив, состоящий из одних девушек. Рассказывают, что когда набирался полностью женский коллектив, на турбазе в экстренном порядке инструктора мужчину заменяли на женщину. А вот мы видим будущего министра иностранных дел Сергея Лаврова на фоне скалы вождей.
Студенты, студентки, прибалты, украинцы и свои, местные. Маршрут принимал всех, и летом по Белой шел напряженный сплавной трафик. За лето проходило до 40 тысяч людей!
Начинался маршрут рядом со старинным горнозаводским селом Кага, где была построена турбаза Агидель. Собственно, начало маршрута в Каге определило два фактора: удобство подъезда и наличие инфраструктуры. База «Агидель» была приобретена у белоречан, и отсюда группы отправлялись в многодневный поход по реке.
Нитка его тянулась до деревни Нижнебиккузино. Протяженность маршрута составляла 240 километров, и туристы шли по нему целых 20 дней! 20 дней практически в отрыве от цивилизации. Один на один с рекой. Думается, созерцание всего лучшего, что приготовила Белая река на этом участке, оставляло значительный и неизгладимый след в памяти участников похода.
Увлекательных историй, связанных со сплавами, хватило бы на объем, превышающий по размерам полное собрание сочинений Льва Николаевича Толстого, но, видимо, эти истории еще ждут своего бытоописателя.
59-й общесоюзный маршрут сумел пережить распад Советского Союза. Но не смог пережить постройку плотины на Белой. В 2004 году, когда Белую перегородила плотина Юмагузинского водохранилища и началось его заполнение, он прекратил свое существование.
В наши дни подпор водохранилища доходит почти до деревни Иргизлы, и мы можем воспользоваться лишь частью былого маршрута. Вряд ли найдутся охотники идти на веслах более ста километров по глади новой башкирской Рицы!
На моторном катере — да, можно пройти всю акваторию за день и вернуться к плотине. Берега водохранилища постепенно обживаются рыбаками. Но это, как говорится, совсем другая история.
На сегодняшний день, с учетом многолетних засух, для сплава часто всего-то доступен участок от Старосубхангулово до Иргизлов — не половина и даже не четверть былого грандиозного маршрута. Но несмотря на это, как птицы после зимних холодов возвращаются домой, так и туристы по-прежнему приезжают к берегам Белой, чтобы встать на воду. И стелятся дымы над водой, звучат гитары, эхо от береговых скал отражает веселые голоса нового поколения туристов, не знающих еще, что влюбятся в эту вечную реку. А Белая река все так же течет себе и лижет известковые кручи, приобретая свой фирменный белесый цвет.