Уфимец Олег Колосов — автор множества оригинальных высокохудожественных изделий, изготовленных из самого разного материала. Если бы он не раздаривал свои произведения родным и знакомым, то уже накопилось бы на небольшой музей.
Например, среди его работ есть деревянные напольные часы с открытым механизмом. Сделаны они на станке с числовым программным управлением, который Олег собрал тоже сам специально для изготовления часов.
— Сначала я заинтересовался этими скелетными часами, — рассказывает мастер.
— За помощью сейчас обращаются к Google, и я тоже за подробностями пошел в интернет. Понял, что лучше всего изготавливать их на станке с ЧПУ. Примерно полтора года понадобилось, чтобы разобраться, что к чему, купить комплектующие, собрать станок. Во время сборки станка очень помог форум в интернете, форумчане активно подсказывали мне, давали ценные советы. Сделал собственный чертеж. И по нему собрал уже трое часов. Двое из них подарил, одни еще у меня.
Станок помогает и при изготовлении деревянных икон, которых тоже немало в коллекции Олега. Делает он их из… деревянных ступеней, которые покупает в строительных магазинах. Ступени сделаны из клееного бука, хорошо высушены и поддаются обработке. Бук тяжело режется, но оставляет меньше ворса на местах разреза.
А еще он покрывает медью различные предметы. Например, яблоки. Или куриные яйца. Или обложки для блокнотов. Делает он это методом гальванопластики — осаждения какого-либо металла через электролит на заданную форму.
— Простейший электролит — это вода и медный купорос, — объясняет Олег. — Если сложнее — серная кислота, спирт, сахар. В интернете все подробно расписано. На положительном полюсе располагается медь — обрезки медной проволоки, отходы. На отрицательном полюсе должно располагаться изделие, которое вы хотите покрыть медью. Но просто чистая поверхность медь не притянет. Нужно на нее нанести тампоном или кистью токопроводящее вещество — например, графит или бронзовую пудру, чтобы электричество знало — куда ему идти. Потом опускаешь предмет в раствор, подключаешь отрицательный провод, медь переходит из проволоки в ионы, затем на отрицательном полюсе восстанавливается до меди. Слой постепенно можно нарастить до необходимой толщины. На моих изделиях толщина бывает около 0,7 миллиметра. Интересно, что скульптуры на Исаакиевском соборе сделаны по точно такой же технологии, но там толщина стенок около шести-семи миллиметров.
Не всё всегда происходит гладко — регулярно приходится подбирать напряжение, концентрацию электролита, расстояние от анода до катода. Что-то получается не с первого раза, над чем-то приходится долго думать.
— Год, наверное, я бился над вопросом — как снять с основы медную икону. Рельеф достаточно глубокий, снималось очень тяжело. Но постепенно дело пошло. Одну я уже сделал и подарил, еще три в работе, уже сняты, буду вставлять в деревянную рамку.
Когда Олег покрывал слоем меди декоративную обложку для блокнота, то увековечил и гусиное перо.
Он утверждает, что для изготовления медных яблок, яиц и перьев не нужно каких-то специальных знаний. Гальванопластика — это школьный курс физики. Каждый желающий может сделать то же самое и даже лучше.
— Младшая дочь попросила сделать ей надкушенное яблоко Apple. Она очень любит эту символику. Техника изготовления была достаточно проста. Сначала обмеднил яблоко, оставив только место надкуса. Потом через этот надкус удалил яблоко, припаял туда заплатку и снова обмеднил. Для полноты картины можно к яблоку на медной проволоке приделать настоящий обмедненный листочек.
По такой же технологии можно делать медными и куриные яйца. В детстве многие выдували через два отверстия содержимое яйца. После этого действия остается пустая скорлупа. А после гальванопластики получается медное яйцо. В отличие от цельнометаллического, оно очень легкое. Яиц сделал несколько, но все раздарил, ни одного не осталось.
Настоящим шедевром Олега Колосова стала «дорогая женщина» — скульптура, спаянная из монет.
— Основу я вырезал на станке с ЧПУ. Хотя можно было взять любой манекен, но эта мысль пришла ко мне слишком поздно. Затем сделал обратную копию из папье-маше. Получилась матрица, внутри которой я стал спаивать 10-ти и 50-копеечные монетки. Пайка заняла достаточно много времени, потому что каждую монетку нужно было припаять в трёх, а то и в четырех местах. Скульптура большая — по объему обычной девушки. Обычно я изготавливаю вещь, а потом находится кандидатура для дарения. Так случилось и с «дорогой женщиной». Она висела на стене в нашей квартире месяца два, а потом одноклассница моей супруги отмечала юбилей, и мы ей вручили нашу скульптуру со словами: «Мы решили подарить деньги, но сделать это эротично».
Еще Олег занимается резьбой по яичной скорлупе. Это совершенно волшебные, изящные, нежные работы.
Скорлупа — вещь очень хрупкая, и выполнить задуманное до конца бывает нелегко. Иногда ломается на полпути, очень обидно. Ажурную скорлупу он тоже раздаривает родственникам и знакомым. А на традиционный вопрос: «Что у вас в планах?» Олег отвечает нетривиально: «Ничего! В планах — ничего. Что придет, то придет». И почему-то верится, что придет опять что-то оригинальное и удивительно красивое.