Все мы изучали иностранные языки в школе. Кто-то с первого класса, кто-то с пятого. У кого-то в программе был только английский, у кого-то — только немецкий, кому-то дополнительно преподавали французский, испанский или какой-то другой. Но, несмотря на это, большинство россиян так и не овладели иностранными языками.
Так, в ходе опроса, проведенного аналитическим центром Юрия Левады в сентябре текущего года, выяснилось, что всего 14 процентов жителей нашей страны более или менее свободно говорят хотя бы на одном иностранном языке. 86 процентов владеют только русским. И это печально. Чему, спрашивается, нас столько лет учат в школе?
Недавно, отдыхая в турецком отеле, наблюдала такую картину. Два мальчика из Стамбула лет восьми-десяти пытались познакомиться с девчонками примерно того же возраста из России. Разговор решили начать на английском, причем вопросы задавали наипростейшие: «What is your name?», «How old are you?», «Where are you from?». Но общения у них не вышло. Наши девочки не смогли ничего ответить, только удивленно на них смотрели, не понимая, о чем речь. А в конце спросили: «А вы по-русски говорите? Мы английский не знаем…»
Если уж даже дети не знают иностранные языки, хотя они их изучают в школах, то чего ожидать от взрослых, которые уже давно забыли об учебниках, тетрадях и оценках? Проблема, видимо, в самой российской системе преподавания иностранных языков.
У многих иностранцев не возникает таких проблем с языками. Они, зная хотя бы несколько слов на русском, пытаются это продемонстрировать. В процессе общения они стремятся запомнить как можно больше, все время интересуются, правильно ли они произносят то или иное слово или выражение. И этому нам с вами надо у них поучиться.
Иностранцы, кстати, с уважением относятся к тем, кто хочет изучать их язык, и всячески в этом помогают. Так, одна моя знакомая решила освежить в памяти свой английский и обратилась за помощью к американцу. Он с радостью согласился, и теперь они раз в неделю созваниваются и общаются по скайпу.
Многие россияне, чтобы подтянуть свои знания, обращаются в центры изучения иностранных языков. В Уфе в последнее время таких центров открылось очень много, да и количество желающих в них обучаться постоянно растет. Об этом «Электрогазете» рассказала заместитель директора по развитию образовательной деятельности Американо-башкирского интерколледжа Рамиля Салихова:
— Заниматься к нам приходят школьники, студенты и рабочее население. Уровень подготовки у всех разный. У учащихся знания зависят от школы. Если они посещают спецшколы, где английский язык в программе стоит пять раз в неделю, уровень у них высокий. Также есть дети, которые стремятся к изучению языка, сами себя мотивируют. Они быстрее приходят к результату. А есть ребята, которых учить английский заставляют родители. Они, соответственно, учатся дольше.
Взрослые тоже приходят к нам по разным причинам. Есть у нас ученики, которые давно хотели изучить английский и решили осуществить свою мечту. Есть те, кому английский необходим для работы. Приходят к нам и любители путешествий.
Студенты желают подтянуть английский, чтобы устроиться на престижную работу в крупные международные компании, где обязательным требованием является знание языка. Некоторые наши ученики хотят продолжить обучение либо найти работу за рубежом.
— Почему же у уфимцев возникает необходимость в дополнительных занятиях английским? В школах его плохо преподают?
— В школах не хватает учебных часов на изучение языка, поэтому программу приходится проходить в ускоренном темпе. Так, в целом существует шесть уровней изучения английского. Чтобы овладеть одним из них и перейти к следующему, нужно заниматься часами, хорошенько все запоминать. На школьных уроках за 40 минут добиться этого невозможно. Минусом является и то, что в школах ставят оценки за знания, для этого дети пишут диктанты, постоянно что-то зубрят, выучивают, рассказывают, а в итоге забывают, приступая к новым заданиям.
Не способствуют изучению языка и большое количество детей в классах. Занятия нужно проводить в маленьких группах, уделять внимание каждому ученику, заинтересовывать, вовлекать в учебный процесс. На школьных уроках мало внимания уделяется разговорной речи. Дети могут прекрасно знать грамматику, но не могут самостоятельно преодолеть языковой барьер. И на сегодняшний день это самая большая проблема. Перебороть свой страх и начать разговаривать на английском можно, только погрузившись в языковую среду. Для этого нужно заниматься с носителями языка. В школах такой возможности нет.