Все новости
Общество
1 Октября 2015, 12:12

Башкирия: дом престарелых в селе Шарипово требует внимания

Заботы и тепла жителям дома престарелых в селе Шарипово Кушнаренковского района Башкирии хватает. Для решения проблем, к счастью, нужны только деньги.

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.
— У нас для постояльцев созданы хорошие условия, грех жаловаться, — говорит заведующая домом престарелых в селе Шарипово Кушнаренковского района Башкирии Эльза Исламгалиева. — Питание полноценное, четырехразовое. Каждый день фрукты, выпечка, мясо.
Если откровенно, я морально готовилась к поездке, ожидала увидеть тяжелейшие условия, неухоженных стариков. Ничего подобного. Проблемы есть, но решение найти можно, для этого, к счастью, нужны всего лишь деньги. Теплоты, душевности, заботы в сотрудниках достаточно — в этом я убедилась, проведя почти два часа в окружении бабушек и дедушек.
Одноэтажное белое здание. Во дворе — цветы, беседки.

На скамейке сидят бабушки, греются в лучах теплого сентябрьского солнца. Сейчас в шариповском доме престарелых живут 34 человека.
— Попадают к нам все по-разному, — говорит Эльза Рауфовна. — Бывает, что вся жизнь благополучная, семья дружная, но приходит беда, умирают дети, тяжелое заболевание — и человек остается один.
После смерти мужа и двух сыновей Такзима Фаритовна осталась совсем одна. Без посторонней поддержки, в том числе и медицинской помощи, которая стала требоваться очень часто, справиться было сложно. Приняв непростое решение, она перебралась в дом престарелых. Но это совсем не значит, что она сдалась. Я встретила ее в коридоре — подтянутая, с прокрашенными волосами, ухоженными ногтями — больше похожа на сотрудницу, чем на жительницу дома престарелых. У нее есть «внучка по переписке», которая живет в Москве и каждый год приезжает, — совершенно чужая по крови девушка, решившая поддерживать ее. И, по всей видимости, это работает.
Другая история случилась с 52-летним Евгением Семеновым. Всю жизнь он работал в Уфе электромонтером. Упал, повредил голову. Ухаживать было некому, так в феврале 2015 года попал в Шарипово. Сейчас почти не может говорить, сильно переживает, скучает, почти всегда лежит в комнате, в одиночестве.
— Часто плачет, — говорит подошедшая санитарка и обнимает его. — Ну, не плачь! Сейчас ужинать пойдем.
Проходим на кухню — сегодня на ужин творожные сырники, ячневая каша со сливочным маслом, хлеб и чай с сахаром. На обед подавали морковный салат, гороховый суп со сметаной, картофельное пюре, мясо, хлеб и чай. На завтрак — пшеничная каша с маслом, сыр, хлеб и кофейный напиток, на второй завтрак — дыня, на полдник — кефир и пирожки с повидлом.
В столовой стоят два холодильника, где бабушки и дедушки могут хранить свои продукты — джем, сгущенку, масло — пьют чай по традиционной привычке старшего поколения.
— Кулер вот только ломается часто, — говорит Эльза Рауфовна. — А кипяток в перерывах между приемами пищи нужен всегда.
Трудностей хватает, например, с водоснабжением. Во дворе есть скважина, которой уже много лет. Запасы воды истощились, насосы забиваются песком и выходят из строя. А без воды никуда: ни постирать, ни еду приготовить. Кроме того, лежачим больным каждый день требуются водные процедуры. В бане, что стоит на территории, местами прогнили полы, необходимо заменить пандус для колясочников. Еще более остро стоит проблема с моргом. Некуда не денешься, жизнь идет своим чередом, люди умирают. Специализированной комнаты в настоящее время в доме престарелых нет. На территории есть отдельно стоящее здание, которое раньше использовалось как морг, сейчас в удручающем состоянии — крыша прогнила, внутри все обветшало. Требуется серьезная реконструкция.
В доме есть комната досуга — с мягкой мебелью, телевизором, небольшой библиотекой. Она всегда открыта, и в любое время можно туда зайти, почитать, сидя в удобном кресле. Здесь же проходят концерты к праздникам, устраивают представления волонтеры. Кстати, их приезду старики очень радуются и ждут с нетерпением встреч.
— Во многом старики ждут общения, им не так важны гостинцы и подарки, — говорит Эльза Рауфовна. — Самое ценное — время, которое люди могут им подарить. Это требуется человеку гораздо больше, когда своих близких рядом нет. Я и сама без своих стариков не могу. Бывает, проснусь среди ночи и думаю — как они, что делают, переживаю за заболевших, радуюсь за выздоравливающих. Кстати, есть у нас дедушка, который начал ходить здесь, хотя до этого несколько лет лежал, не вставая — все благодаря санитаркам, медсестрам, которые разрабатывали ему ноги, тормошили, взывали к активной жизни — помогло! Активный гражданин теперь.
В коридоре — стенгазеты с фотографиями и кратким рассказом. «Всю войну проработала в поле», «с детства помогала в колхозе, на ферме», «имеет благодарственное письмо от Правительства». О семьях, к сожалению, только в прошедшем времени.
Имена жителей дома престарелых изменены.
Автор:Валеева Розалия
Читайте нас: