Все новости
Общество
7 Июля 2015, 18:55

В Уфе открываются саммиты лидеров крупнейших развивающихся стран

8—10 июля 2015 года имеют все шансы стать историческими датами, по которым политики и экономисты будут впоследствии «сверять часы». 

Фото Олега Яровикова.
Фото Олега Яровикова.

8—10 июля 2015 года имеют все шансы стать историческими датами, по которым политики и экономисты будут впоследствии «сверять часы». В эти дни в Уфе в рамках председательства России в BRICS и Шанхайской организации сотрудничества пройдут саммиты глав стран, входящих в эти объединения. Кроме того, тут же состоится целый каскад важнейших встреч, призванных наметить вектор их развития в самых разных областях как минимум на ближайший год: встреча лидеров Евразийского экономического союза, Деловой совет BRICS, заседание Совета межбанковского объединения ШОС, профсоюзный и финансовый форумы BRICS, Молодежный совет ШОС, межстрановые кулуарные переговоры… Уровень тем для обсуждения на них предстоит столь серьезный, что даже не вникавшим ранее в смысл аббревиатуры BRICS становится ясно: грядут решения, способные повлиять на миропорядок.

Аббревиатуру «BRICS», авторство которой приписывают впервые употребившему ее аналитику Джиму О’Нейлу, многие западные журналисты интерпретируют как «bricks» — «кирпичики». В качестве «кирпичиков», с каждым годом формирующих все более заметный на мировом горизонте каркас объединения, сегодня выступают пять стран — Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Каждая из них имеет свою специфику: так, Китай славится в мире как «всемирный завод», Индия как «страна внешнего подряда», Россия как «энергетическая империя», Бразилия как ресурсная база, ЮАО как «алмазный запас». Но объединяет всех их одно: в своих регионах все эти страны являются сегодня наиболее активно растущими экономиками, с темпами роста ВВП, значительно превышающими общемировые. Вкупе они обладают впечатляющими валютными резервами в $4 триллиона (Китай — $3,2 триллиона, Россия — $514 миллиардов, Бразилия — $350 миллиардов, Индия — $320 миллиардов). На долю «пятерки» BRICS приходится 43 процента населения планеты (более трех миллиардов человек), четверть земной суши и более четверти мирового ВВП. При этом все названные государства страдают от дисбаланса, сложившегося в мировой политике и экономике. Так, западные страны, распоряжающиеся средствами Международного валютного фонда, учитывают их нужды в последнюю очередь, а сегодняшнее мироустройство в целом остается однополярным — даже в Совете Безопасности ООН нации и континенты представлены непропорционально.

Формировать и целенаправленно отстаивать свои системы ценностей, отличные от евро-атлантических, эти страны начали наиболее активно с 2006 года, начав с механизма постоянных консультаций между Россией, Индией и Китаем. Постепенно идея вышла за рамки «треугольника», и к трем государствам присоединилась сначала Бразилия, а позже, подхватив новый тренд, ЮАР. В ходе ежегодных саммитов, проходящих попеременно то в одной, то в другой стране, стороны стали обсуждать и принимать все более стратегические решения, становясь все более влиятельной силой в мире, а их альянс стал все больше представлять собой противовес прозападной «большой семерке».

К сегодняшнему дню страны BRICS, выходя своей береговой линией во все океаны, охватили собой все континенты планеты, за исключением пока разве что Австралии и Антарктиды. Они представляют практически все крупнейшие земные цивилизации, в то время как G-7 в Южном полушарии не присутствует вообще и представляет единственную, западную цивилизацию. Три из пяти стран BRICS — Россия, Китай и Индия — имеют собственные масштабные космические программы и ядерный арсенал, все пять хранят в своих недрах огромные запасы полезных ископаемых и располагают прочими важными ресурсами, дешевой рабочей силой. А главное — имеют тенденцию к росту в то время, когда экономика G-7 теряет ее, особенно в кризисное время. По некоторым оценкам, входящие в «пятерку» страны обладают потенциалом, реализация которого может позволить им к 2050 году стать доминирующими экономическими системами и превзойти суммарный размер экономик участников G7. Уже сегодня поставлена задача увеличить торговый оборот внутри BRICS с нынешних $230 до $500 миллиардов, а сам геополитический союз может разрастись — по слухам, к нему готовы присоединиться Аргентина, Мексика и некоторые другие страны.

У каждой из участников BRICS при этом сегодня есть своя стратегия: так, Индия активно продвигает уникальную государственную программу Make in India, предполагающую бум инвестиций в страну со всего мира. Ставший год назад премьер-министром страны Нарендра Моди инициировал этот проект, впервые открыв для иностранного бизнеса многие, прежде закрытые отрасли в стране, а также предоставив потенциальным инвесторам исключительно выгодные условия в случае размещения их производств на территории Индии. Для Китая самый важный проект сегодня —  возрождение «Великого Шелкового пути»  и «Морского Шелкового пути», к участию в котором он приглашает все страны, от Европы до противоположных окраин Евразии. Россия, западная изоляция которой подстегнула интеграцию стран альянса, начинает массированное освоение Сибири и Дальнего Востока. При этом правительства всех стран альянса начали реформы, направленные на повышение их конкурентоспособности на мировом рынке, с упором на образование, иностранные инвестиции, рост внутреннего предпринимательства.

Собравшись вместе, «пятерка» уже одержала первую небольшую победу — настояла на начале реформ Всемирного банка и Международного валютного фонда, добиваясь от них увеличения квот для развивающихся стран. Вместе с тем, не дожидаясь завершения этого долгоиграющего процесса, два года назад, на очередном своем саммите она сделала и еще более решительный шаг — сформировала Деловой совет BRICS для координации бизнес-проектов между пятью странами и приняла решение создать собственные Банк развития и «кассу взаимопомощи» объёмом в $100 миллиардов — резервный фонд для кредитования значимых проектов на территории своих стран. Кроме того, российский Внешэкономбанк, Банк развития Китая, Экспортно-импортный банк Индии, Национальный банк социально-экономического развития Бразилии и Банк развития Южной Африки заключили соглашение о взаимном кредитовании в национальных валютах, что многие эксперты расценили как первый шаг к снижению зависимости этих стран от доллара и евро.

Правда, пока они по-прежнему более чем в три раза активнее торгуют со странами G7, чем между собой, и, оставаясь во многих сферах технологически отсталыми, испытывают большие трудности в конкуренции с такими промышленными гигантами, как Англия и США. По международным проблемам главы государств «пятерки» пока тоже далеко не всегда имеют единое мнение, сохраняя между собой немало противоречий. Но, так или иначе, глобальное, межконтинентальное взаимодействие стран BRICS в экономике все больше влияет на сближение позиций и в политике, и не только их самих. То, что саммит BRICS проходит в Уфе совмещенно с аналогичной встречей лидеров стран ШОС, символично, считают наблюдатели — благодаря одномоментному присутствию в городе еще и лидеров целого блока крупных азиатских государств она может стать новым словом в их отношениях.

Что же касается планов России, принявшей на себя председательство в BRICS с 1 апреля 2015 года сроком на год, то Уфа станет самой важной, но далеко не единственной площадкой выработки совместных решений — около 110 мероприятий, связанных с реализацией проектов BRICS, прошло или пройдет в 2015-2016 годах в 16 городах России. В политических вопросах, связанных с участием в альянсе, Москва взяла ориентир на «укрепление стратегической стабильности» и «противодействие международному терроризму», в экономике — на Стратегию экономического партнерства до 2020 года и Дорожную карту инвестиционного сотрудничества, содержащую около 40 проектов в самых разных сферах, 40 новых «кирпичиков» в здание BRICS.

Справка

Индия

Накопленные индийские инвестиции в России — $8 миллиардов, российские в Индии — $3,6 миллиарда. С Башкортостаном объем взаимной торговли Индии составил в 2014 году $398,3 миллиона. В республике действует девять СП с участием индийского капитала в сфере оптовой торговли. Стратегическим партнером ОАО «УМПО» является индийская «Hindustan Aeronautics Limited», которой уфимское предприятие многие годы поставляет авиадвигатели для военной авиации, помогая также организовать их лицензионное производство в Индии.

Китай

Россия занимает по объему товарооборота девятое место среди партнеров КНР, для России КНР — крупнейший торговый партнер. Объем торговли между двумя странами — $95,28 миллиарда (2014 год), до 2020 года предполагается увеличить его вдвое, до $200 миллиардов. Внешнеторговый оборот Башкортостана с Китаем составил в 2014 году $685,1 миллиона, в том числе экспорт — $541,5 миллиона, импорт $143,6 миллиона. Объем инвестиций из Китая в экономику республики — $177 тысяч. В Башкортостане действует 18 предприятий с китайским капиталом, в промышленности и торговле. Крупнейшие совместные проекты — подписанный в 2013 году протокол о намерениях между Правительством РБ и российско-китайской компанией «Хунхуа СНГ», по которому в Ишимбае будет развернут выпуск тяжелых буровых установок для разведки и разработки нефтегазовых месторождений. Башкортостаном подписаны соглашение о сотрудничестве с правительствами провинций Хэйлунцзян, Цзянси, Ляонин (город Шэньян этой провинции — побратим Уфы), протоколы о намерениях с компаниями «Синьдунмин» по проекту по глубокой переработке древесины, корпорацией меди провинции Цзянси — по утилизации отходов горнодобывающих производств, «Elephant Alliance International Economy and Trade Center» — по развитию пчеловодства, с «Чжон Гэ» — по строительству в Уфе российско-китайского торгового центра и другие. В ноябре 2014 года в КНР прошли «Дни бизнеса Республики Башкортостан». Башкортостан принимает участие в строительстве трансконтинентального коридора «Западная Европа — Западный Китай» — по его территории пройдет 265-километровый участок трассы.

Бразилия

Страна является крупнейшим внешнеторговым партнером России в Латинской Америке, товарооборот стран в 2014 году составил $5,76 миллиарда. Внешнеторговый оборот между Башкортостаном и  Бразилией, формирующийся за счет экспорта в ФРБ химических удобрений и каучука, составил в 2014 году $17,6 миллиона. По итогам визита делегации деловых кругов Бразилии в республику 11 ноября 2004 года был подписан договор о намерениях взаимного сотрудничества между штатом Rio Grande do Sul и Башкортостаном. С 2012 года в Нефтекамске действует сборочное производство автобусов малого класса бразильской компании Marcoрolo на базе автобусных шасси «КамАЗ», для чего сторонами было создано совместное предприятие «КамАЗ-Марко», с запланированной мощностью по выпуску трех тысяч автобусов в год к 2016 году. В июле 2014 года состоялся визит в Бразилию официальной делегации РБ во главе с руководителем республики Рустэмом Хамитовым. В рамках этого визита он принял участие в VI саммите БРИКС, а также выступил на заседании Делового форума БРИКС, в частности, с предложением создать в рамках объединения новый формат общения «R2R» (region-to-region).

ЮАР

Товарооборот между Россией и ЮАР в 2014 году — $970 миллионов, в том числе российский экспорт в ЮАР $285 миллионов, в основном в виде злаков, топлива, нефти и продуктов их перегонки, удобрений, черных металлов и других видов продукции, импорт из ЮАР в Россию $689 миллионов — это продовольствие, руды, транспорт, черные металлы и другие. С Башкортостаном, имеющим общий внешний оборот $15 миллиардов, объемы торговли с ЮАР еще слишком малы и составляют всего около $100 тысяч. Тем не менее в ходе первого визита делегации Посольства ЮАР в республику в ноябре 2014 года стороны начали прорабатывать возможность более широких закупок в ЮАР машиностроительной продукции, автобусов, строительных машин, а также создания совместного производства южноафриканской компании BELL Equipment Russland по сборке в Башкортостане самосвалов. Начался также обмен технологиями в области бурения сверхглубоких скважин. 

Читайте нас: