Все новости
Общество
14 Мая 2015, 16:12

Иранский журналист влюблен в Россию и Уфу

Иранский журналист, преподаватель персидского языка Сирус Борзу чувствует себя своим в Башкирии, несмотря на все сложности, выпавшие на его долю на чужбине.

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Многие иностранцы в Уфе уже давно перестали считать себя таковыми. Один из них — иранский журналист, известный популяризатор науки и преподаватель персидского языка Сирус Борзу чувствует себя своим в Башкирии, несмотря на все сложности, выпавшие на его долю на чужбине! Впервые он оказался в России в 1992 году, работал в университетах Москвы и Астрахани. В 2009-м вместе с семьей переехал на постоянное место жительства в Уфу по приглашению руководства мечети Ихлас. Только жизнь иранской семьи на новом месте складывалась совсем не просто: отношения с коллегами в Башкирском государственном университете не заладились, жену и дочь депортировали на Родину, а свой бизнес открыть так пока и не удалось. Хотя документы уже начали готовить, да и название для собственного ресторана придумали — «Персия».
О жизни в Уфе, своих впечатлениях и наблюдениях иранец рассказал корреспонденту «Электрогазеты».
Любовь к России началась с космонавтики
— Уфа оказалась городом более привычным для моего мировосприятия, я с ней сроднился. И с самого начала не произошло какого-то культурного шока — всё мне близко по душе и по культуре. В Башкирии я не чувствую себя иностранцем — эта грань стёрта ещё и благодаря моей фанатичной влюблённости в Россию, которая длится вот уже очень много лет. А началось всё с космонавтики: первыми на орбите оказались русские ребята, и это произвело на меня огромное впечатление. Сколько себя помню, я знал их всех по именам, а впоследствии — со многими даже познакомился лично.

Опережая время
— Первоначально для меня было много нового и неизученного. Даже времена года другие. Абсолютно новым впечатлением стали новогодние праздники и отсчёт начала года с 1 января. У меня на Родине новый год встречают 21 марта, в период пробуждения природы. И этот праздник у нас называется Новруз. А это значит, что, живя в Башкирии, я немного опережаю время: уже находился в 2015-м году, в то время как мои родные всё еще пребывали в 2014-м. Как будто на другую планету переселился.
Секрет русского народа
— Меня приятно удивил один из примеров российской культурной традиции: вы всегда благодарите Бога за то, что у вас есть. Такого нет больше ни у одного народа. К примеру, иранцы ведут себя с Богом так, как будто дали ему кредит с большими процентами и постоянно просят его обратно: «Дай, пошли, сделай, подари, верни!» А русский, напротив, скажет: «Слава Богу, снег пошел!» «Слава Богу, доехали!» «Слава Богу, жив-здоров!» И даже просто, без всякой причины: «Слава Богу!»
Я жил в России в трудное время и видел, как тяжело приходится вашему народу пережить нехватку денег, пустые полки в магазинах, безработицу и безвластие, но при этом вы всегда благодарите Всевышнего за всё, что он даёт. Я считаю, в этом заключён огромный секрет русского народа — в любых испытаниях побеждать своим терпением и становиться сильнее путём преодоления житейских невзгод. Русские редко улыбаются, но всегда счастливы.
Во имя Аллаха
— В Уфе проживает очень много мусульман. Может быть, поэтому здесь не чувствуется тот негатив и озлобленность против них — особенно это стало заметно после теракта в Париже в редакции газеты «Шарли», когда убийства стольких людей совершались якобы в защиту пророка Мухаммеда. Как правоверный мусульманин, я вам открыто заявляю: эти люди лукавят! Во имя Аллаха можно совершить только благое дело, ведь в Коране сказано: «Пролитая тобой капля крови невинного человека равносильна убийству всех людей на земле». Ислам отвергает насилие и учит лишь защищаться, но не нападать. Наша религия не требует крови, — террористы же, которые пренебрегают этой заповедью Корана, равнодушные и циничные люди, и до пророка Мухаммеда им нет никакого дела. Иначе бы они держали в сердце его слова и жили праведно. Очень жаль, что из-за этой чудовищной провокации мир ополчился против всех мусульманских народов.
Не для своей страны законы
— Чтобы стала понятной моя мысль, расскажу иранскую притчу: «Маленькая птичка увидела павлина, и его походка показалась ей верхом благородства. «Вот бы мне научиться так ходить!» — подумала птичка и начала подражать павлину. Ничего у нее не получилось, а пока старалась, забыла, как ходила раньше». По моему мнению, с вашей страной произошло то же самое. После развала СССР были приняты новые законы — далёкие от международных норм и сильно отличающиеся от законодательства советской России. Такие, что, на мой взгляд, только вредили, а не помогали, поскольку были взяты «с потолка», в то время как должны опираться на культуру и традиции своего народа, отталкиваться от них и служить процветанию государства! Законы должны быть индивидуальны для каждой из стран: например, там, где нет условий для сельхозпроизводства, они должны позволять легко закупать нужную сельхозпродукцию и, наоборот, — в стране, в больших объемах производящей зерно, должен быть хорошо налажен экспорт!.. Вот и сейчас, когда Россия объявила ответные санкции Европе, чтобы удержать экономику на плаву, необходимо широко распахнуть двери на Восток, сделав послабления в законах для Турции, Египта и Ирана. Нам есть, что предложить вашей стране — множество натуральных продуктов и товаров превосходного качества! Мы чрезвычайно заинтересованы в налаживании товарооборота между нашими странами! Хотелось бы верить, что это взаимно.

Кроме того, я бы полностью пересмотрел один из законов, в соответствии с которым многократная годовая «бизнес-виза» обязует иностранца покидать Россию каждые три месяца в течение этого года. Как в таких условиях строить свой бизнес?! Только всё начало налаживаться, а ты улетаешь и сидишь дома, потому что закон велит! В итоге и бизнес несет убытки, и много денег уходит на ненужные перелеты, и ты вынужден работать в России только полгода вместо положенных 12 месяцев! Уберите эти ограничения, дайте нам спокойно трудиться! Мы же этим вашей стране доход приносим! Пойдите навстречу! Вот, например, знаю нескольких иранцев, которые готовы вкладываться в сельское хозяйство в Уфе, только бы им землю выделили под это дело. Но никто не выделяет, хотя можно было бы.
Башкирские чиновники с нулевой реакцией
— Одна из отрицательных сторон работы в Уфе — это обескураживающая безынициативность башкирских чиновников, с которой время от времени приходится сталкиваться. По роду своих занятий несколько раз вынужден был обращаться к ним за помощью и поддержкой, но всегда натыкался на глухую непроницаемую стену. Ответа не было никакого вообще! Вот, к примеру, сейчас занимаюсь подготовкой недели башкирской культуры, которая предположительно пройдет в известном производством розовой воды городе Кашан. Все это делаю для того, чтобы познакомить иранских бизнесменов с продукцией республики и наладить сотрудничество наших стран. Для необходимой к этому мероприятию экспозиции в прошлом году сделал профессиональные фотографии красивейших видов Башкирии и обратился к чиновникам Министерства культуры РБ с просьбой распечатать снимки на хорошей фотобумаге и организовать их доставку в Иран. Я уже договорился, чтобы их поместили в престижном выставочном центре с огромной проходимостью народа. Так, чтобы красоты Башкортостана увидели бы все! Но башкирские чиновники никак не отреагировали на мой запрос, отнеслись как к пустому месту. В итоге пришлось делать экспозицию самому, без чьей либо поддержки.
Без любви к России здесь не выжить
— Гостей Россия встречает неласково — жизнь в Уфе в этом плане показательна для нашей семьи. К сожалению, нам пришлось многое испытать, и если бы не безграничная преданность и любовь к вашей стране, не остались бы здесь, уехали!
Я прибыл в Уфу по рабочей визе и, не прекращая университетской практики, начал вкладывать деньги в развитие собственного бизнеса. Никогда не думал, что действия башкирских чиновников в отношении моей семью будут столь жесткими: жене с дочерью отказали в продлении визы, но не поставили в известность заранее — депортировали из страны без объяснения причины! В любом цивилизованном государстве власти обязаны предупредить о таком решении за две недели до окончания предыдущей визы, только в Башкирии этого сделано не было. Для нашей семьи, лишённой возможности быть вместе целых три года, эта новость стала громом среди ясного неба! Я, жена и сын попали в больницу с сердечной недостаточностью, начались серьёзные проблемы со здоровьем. Что делать в этой ситуации — не знаю, вот и о бизнесе пришлось забыть. Отделочными работами в кафе руководила жена, а теперь, когда её нет, мне одному не справиться, работа съедает почти всё свободное время. Подготавливая здание под ресторан, мы не ожидали такого удара, даже с финансовой точки зрения. 45 тысяч долларов мы потратили только на ремонт здания, не считая денег на многочисленные перелеты туда и обратно, на штрафы и на врачей — мне, жене, сыну… Но даже то, что случилось, не остудило мои чувства к России. Продолжаю трудиться на благо вашей страны, в то самое время, когда она разбивает моё сердце…
На благо России
— Я живу в вашей стране уже 20 лет и делаю все, что в моих силах, для сближения наших стран: преподаю персидский язык и литературу в Башкирском государственном педагогическом университете имени Мифтахетдина Акмуллы в Уфе, на свои деньги открыл музей космонавтики в Тегеране, занимаюсь продвижением российской культуры в Иране, даже несмотря на антироссийские настроения, поддерживаемые там Западом. Горжусь тем, что пять моих выпускников-уфимцев занимают руководящие посты в посольствах России в Иране. На свои деньги купил и подарил астраханскому университету тысячу книг по изучению персидского языка и литературы, также около двух тысяч книг, собственный персидский ковер и статуи отдал Центру изучения иранской культуры, открытом при БГПУ имени Акмуллы в Уфе. Я журналист и историк космонавтики: ежегодно оплачиваю поездки русских космонавтов в Иран для того, чтобы познакомить нашу молодёжь с живыми легендами космонавтики. Благодаря моему участию в Иране побывали такие легендарные космонавты, как Георгий Гречко, Александр Баландин, Виктор Горбатко, Салижан Шарипов, Александр Александров. Все подарки, которые они дарили лично мне, оставались в стенах музея, работающего абсолютно бесплатно для детей и взрослых.
Перечисляю всё это не для похвальбы, а чтобы вы поняли, что моя любовь к России — не пустые слова. Думаю, за всё то, что сделал и продолжаю делать, я заслужил хотя бы маленькую улыбку в ответ. Не прошу никакой благодарности. Хочу лишь возможность спокойно жить и работать вместе с женой, сыном и дочерью — на благо вашей и своей стран.
Гарантии для иностранца
— Понимаете, у иностранца, в Уфе, да и вообще в России, что бы он здесь ни открывал и ни организовывал, нет никаких юридических гарантий. Вообще никаких! Начиная ремонт здания для кафе за свои деньги, мы постоянно боялись, что завра придёт чиновник и, сославшись на отсутствие каких-либо документов, рабочей визы или канцелярскую ошибку в документе, закроет нас или даже вышлет из страны, как в конечном итоге и произошло с женой. Единственный выход — нам необходимо искать русского партнёра по бизнесу, доверенное лицо, на которого бы было оформлено наше кафе или ресторан, что уж получится организовать... Рискованно? Да, конечно. Но другого выхода нет. Зато, когда в следующий раз придёт проверяющий чиновник, наш русский друг выйдет вперёд и скажет, что кафе — его собственность, а не наша. К местному парню власти не так строги, лишних вопросов задавать не будут. Такой закон. Хотя это тоже палка о двух концах: как в чужой стране найти надёжного человека, которому можно доверить свои деньги и бизнес? Задачка… Только, если это у нас получится, значит, по плечу и всё остальное. А преимуществ бизнеса в Уфе достаточно много: столица Башкирии — прекрасный город, который с каждым днем становится всё краше; появляются новые сферы торговли. Конкуренция пока небольшая, к тому же у нас будет своё «ноу-хау» — традиционная персидская кухня. Турецких кафе здесь хоть отбавляй, а персидских ещё нет, — это привлечёт народ. Вот только суждено ли нашим планам сбыться? Пока вопрос открытый…
Автор:Спиридонова Екатерина
Читайте нас: