Что помогает людям выжить даже в самых бесчеловечных условиях? Наверное, главное — это вера, надежда, любовь. И понимание того, что ты не одинок и нужен миру, даже если он обошелся с тобой несправедливо.
Капитолина Прокопьевна Утробина родилась в 1938 году в Гулаге, на севере страны, в архангельской глуши, куда ее семью сослали из Кировской области, обвинив в том, что дедушка и бабушка — кулаки, а значит, должны быть выселены из родных мест.
«Общее собрание бедноты и прочих общественных организаций» (терминология из протокола) состоялось 27 июля 1931 года.
Вот что рассказала об этом Капитолина Прокопьевна в своих воспоминаниях: «Большая, дружная, образованная и трудолюбивая семья, умевшая обиходить землю, знавшая ремесла, жившая зажиточно и независимо, в числе первых была внесена в список на раскулачивание по решению пришедших к власти людей, почти безграмотных, считавшихся в селении пьяницами и лентяями. Красивый двухэтажный дом из красного кирпича с крепким подворьем и мастерскими нужен был им для конторы правления колхоза».
Глава семьи Василий Васильевич Утробин, помимо привычной крестьянской работы, занимался гончарным делом, и этому ремеслу обучил своего сына Прокопия. Для того чтобы месить глину, они как-то наняли двух деревенских парнишек, и этого оказалось достаточно для обвинения в эксплуатации. Всю семью — восемь человек — отправили сначала в Вятку, а потом в товарных вагонах в архангельскую тайгу, где строилось спецпоселение №107.
«Желающих забрать личные вещи членов семьи было предостаточно, — пишет в своих воспоминаниях Капитолина Прокопьевна, — а еще раньше новоиспеченный сельский милиционер Коля ворвался в дом, когда там была лишь мама, приставил дуло пистолета к ее виску, потребовал показать, где свекор золото хранит. На что мама, женщина неробкого десятка, сказала, что единственное золото — это обручальные кольца ее и отца, другого она не видела. Коля резко бросился к шкафу, вытащил коробку со свадебным подарком отца, в ней хранились шикарное белое шелковое платье, газовая фата, веночек из восковых цветов, туфли на шпильках, два золотых кольца и две свечи. Во всем этом мама венчалась».
Николай забрал эти вещи для своей невесты. Но оставался еще второй комплект, который дочери купили родители. Когда семью выгоняли из дома, мама Капитолины, Анна Дмитриевна, незаметно спрятала под просторную блузку фату, веночек и белые хлопчатобумажные чулки, которые надевала на свадьбу. Потом всем этим «богатством» с ее позволения пользовались невесты из Гулага. Ведь, несмотря на тяжелейшие условия лагерной жизни, люди и там влюблялись, женились, рожали детей.
Капитолина была одной из старших детей Утробиных. Ее брат, родившийся еще на воле, в 1931 году, умер в лагере от болезни. Дед Василий не вынес утраты и через три дня после смерти любимого внука скончался от горя. Всего у Анны и Прокопия Утробиных родилось девять детей, в живых осталось семеро.
Капитолину долго не хотели записывать в отделе ЗАГСА, считая ее имя не подходящим для жительницы Советской страны. Регистраторам казалось, что это имя происходит от слов «капитал», «капитализм», а оно было дано девочке в честь православной мученицы Капитолины. Так решили родители.
В начале Великой Отечественной войны отца направили на фронт. По дороге стали выяснять, кто из новобранцев может наладить производство глиняной посуды. Ее катастрофически не хватало для больниц и госпиталей. Всю утварь приходилось делать из подручного материала, так как весь металл шел на нужды фронта. Прокопий Васильевич оказался единственным умельцем, знакомым с гончарным ремеслом. Находясь в Гулаге, всю войну он производил посуду из глины, обеспечивая медучреждения и продолжая помогать своей семье. Кроме того, он был искусным печником и литейщиком-профессионалом.
За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны Прокопий Утробин получил медаль. 20 сентября 1947 года в соответствии с приказом МВД и Генеральной прокуратуры он был освобожден как награжденный правительственными наградами. Впервые они с женой получили отпуск и смогли съездить на родину. В мае 1948 года семья переехала в Кировскую область. Реквизированный у них дом вернули, правда, там пришлось делать капитальный ремонт. Но после всего пережитого это было не страшно.
Однако Гулаг не прошел для родителей бесследно. В 1959 году в 50 лет трагически оборвалась жизнь отца, а через три месяца не стало и матери. Горе было так велико, что у Капитолины, студентки четвертого курса института, в волосах появилась седина. На руках у нее осталось пятеро детей. Младшему брату шел всего лишь шестой год. А у старшей сестры в ту пору уже были свои дети и масса проблем. Отдавать же ребятишек в детдом Капитолина не собиралась. Но как быть? Какой найти выход?
О своих сложных семейных обстоятельствах Капитолина поставила в известность жениха, и они решили отложить свадьбу на год. Невеста даже предложила расстаться, чтобы не обременять Владимира, сокурсника, своими заботами и проблемами. Но он был непреклонен. Когда поженились, Капитолина выдвинула условие: повременить с рождением ребенка, как минимум в течение трех лет.
Владимир Иванович был согласен, поскольку понимал всю серьезность и неординарность их положения. Через три года после свадьбы у Капитолины и Владимира Добролюбовых родился сын.
— Каких усилий нам стоило всех вырастить, дать хорошее образование, выдать замуж и женить — это знаем только мы, — говорит Владимир Иванович.
После окончания Ижевского механического института в 1961 году молодые супруги прибыли по распределению в Уфу. Сначала были направлены на Уфимский электроламповый завод. Затем Владимир Иванович стал работать в Уфимском авиационном институте (ныне УГАТУ), а его жена перевелась на завод «Уфимкабель», где до выхода на пенсию трудилась в отделе госприемки. К сожалению, десять лет назад из-за внезапной тяжелой болезни ее не стало.
По словам Владимира Ивановича, натурой она была творческой. На заводе на общественных началах руководила художественной самодеятельностью. Писала стихи, которые были пронизаны грустью и болью за свое трудное детство и последовавшие затем испытания. Но удары судьбы не сломили эту стойкую женщину, и даже незадолго до смерти она написала стихотворение, посвященное лечившим ее врачам. А в память о Капе соседи по саду сочинили стихи, где есть такие строки: «Как легко с ней было детям и большим. Лишь добром дарила, теплотой души».
Все братья и сестры Капитолины Добролюбовой (в девичестве Утробиной), а также их дети вышли в люди и живут в разных городах России, в том числе в Уфе. Есть среди них механики, конструкторы, врачи, преподаватели, ученые, геологи, программисты и экономисты. И это тоже подвиг и заслуга Капитолины, названной в честь святой мученицы и, как ее небесная покровительница, обладавшей сильным характером и добрым сердцем.