Все новости
Общество
5 Мая 2015, 15:16

25-летний офицер из Башкирии защитил Родину ценой жизни

Эта история военных лет могла бы стать мирной историей любви, счастья и семейного согласия. Но война изменила все...

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.

Эта история военных лет могла бы стать мирной историей любви, счастья и семейного согласия. Но война изменила все.

Мустаким Байбулатов родился в 1916 году в деревне Мустафино Белебеевского уезда Уфимской губернии. После окончания семи классов Старокуручевской сельской школы поступил в политпросветшколу Стерлитамака. Затем в 1935 году юноша пошел служить в Советскую Армию. Служба проходила в Стерлитамаке, поэтому молодой Мустаким не прерывал связь с учебным заведением и частенько посещал его с друзьями. Как-то раз в политпросветшколе он заприметил красивую и жизнерадостную Фатыму, уроженку Чекмагушевского района. Между молодыми людьми сразу вспыхнула искра симпатии. Фатыма понравилась Мустакиму своей искренностью, чистотой и решительным характером. Фатыма же сразу поняла — этот добрый, внимательный парень будет прекрасным спутником жизни. И уже в 1939 году они поженились.


На службе Мустаким принял решение связать свою жизнь с армией. В 1940 году в звании младшего политрука он был направлен в Московское военно–политическое училище имени Ленина. Фатыма в это время как раз окончила политпросветшколу с красным дипломом и как лучшая выпускница получила направление в Ленинградский политпросветинститут имени Крупской. У девушки было огромное желание учиться. Мустаким поддержал жену в стремлении получить высшее образование. В результате молодые супруги разъехались: Фатыма — в Ленинград, Мустаким — в Москву. Только вот в октябре 1940 года председатель Центрального исполнительного комитета СССР М.И. Калинин издал указ о платном обучении в вузах и техникумах. Фатыме пришлось оставить учебу, поскольку Мустаким сам учился в военном училище и не мог помочь жене с оплатой обучения. Фатыма поехала к мужу. По приезду в столицу она обратилась в Москворецкий райком комсомола с просьбой о трудоустройстве. Ей помогли, и девушка устроилась техническим секретарем в многотиражную газету НИИ номер шесть (Военно–химический институт при Наркомате обороны).

В конце мая 1941 года весь первый курс Московского военно–политического училища имени Ленина, где учился Мустаким, был досрочно выпущен и в чине политруков направлен в западную Белоруссию, Гродненскую область (местечко Сопоцкино, 68-й Гродненский укрепрайон). Жен брать с собой запретили. Мустаким перед своим отъездом решил отправить Фатыму в деревню, к своему отцу. И пообещал супруге: «В скором времени пришлю вызов в военную часть». Фатыма согласилась.

После было два письма от Мустакима, пронизанных любовью и заботой о любимой жене. Мустаким писал, что в тридцати шагах находится граница, где польскую землю топчет фашистский сапог и предупреждал, что быстрой встречи не будет.

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Узнав об этом, Фатыма горько расплакалась, понимая, что муж находится на передовой и ежесекундно подвергается опасности.

В сентябре Фатыма получила третье письмо. Конечно же, она обрадовалась, надеясь, что с супругом все в порядке, он жив. Но увидев число на штемпеле отправленного письма, Фатыма поняла — это письмо было написано еще до начала войны…

Все военные годы она продолжала надеяться, несмотря на извещение о том, что супруг ее пропал без вести. Ждала и после войны. Но предаваться унынию было некогда — жизнь брала свое. Сначала Фатыма работала учительницей в деревне Мустафино, затем — первым секретарем Бакалинского райкома комсомола. С 1944 года продолжила трудовой путь в Уфе — вторым секретарем в Уфимском райкоме комсомола, после — инструктором комсомола, заместителем заведующего и заведующей отделом пропаганды в Советском и Кировском районах, директором учебного комбината треста «Башсантехмонтаж». За добросовестный труд женщина была награждена множеством медалей и почетных грамот.

Конечно же, все это время, в течение 70 лет, Фатыма Шайдулловна неоднократно пыталась узнать, где погиб и похоронен муж, но получала один ответ — в списках погибших и умерших от ран не значится, пропал без вести.

С 2011 года поисками Мустакима Байбулатова занялась его родственница — Айсылу Резванова. После активных поисков Айсылу нашла информацию о нем в базе военнопленных на сайте Центра документации (ЦД) при Объединении «Саксонские мемориалы в память жертвам политического террора» города Дрездена. Сразу же Айсылу написала письмо в Дрезден с просьбой проверить информацию о Мустакиме Байбулатове. Вскоре пришло письмо, в котором сообщалось, что он попал в плен 28 июня 1941 года (г. Лида, Гродненская область), находился в лагере для офицерского состава XIII D (62) в Хаммельбурге, а 21 октября передан в гестапо и его дальнейшая судьба неизвестна. Также были приложены зеленая и желтая карточки военнопленного.




Поиски продолжались. Письма продолжали лететь в российские архивы, Министерство обороны и архивы СС. В октябре 2013 года из Управления Министерства обороны РФ по увековечиванию памяти погибших пришло письмо, в котором сообщалось, что установить судьбу и место захоронения Мустакима Байбулатова на территории Германии не удалось. Однако в январе 2014 года в газете «Комсомольская правда» была напечатана статья о стрельбище СС в Хебертсхаузене (прилагался список расстрелянных пограничников, переданный немецкими историками). Как оказалось, немецкий историк Райнхард Отто провел большую работу по поиску расстрелянных военнопленных. Работая в немецких и российских архивах, он пришел к выводу, что они расстреляны на стрельбище СС в Хебертсхаузене.

Первыми увидели статью и обнаружили фамилию земляка уфимские поисковики Ильдар Гайнанов и Рафкат Зулькарнаев. Тут же они попытались найти родственников Мустакима Байбулатова, но это удалось не сразу. Ведь только в Башкирии Байбулатовых — 1500 человек!

Так Фатыма Шайдулловна в возрасте 94 лет и узнала о судьбе мужа, последних месяцах его жизни.

С 22 по 24 июня 1941 года на территории Августовского канала в районе местечка Сопоцкино в Гродненской области Белоруссии шли ожесточенные бои. Советские солдаты оказались в окружении. При прорыве многие солдаты и офицеры попали в плен. Мустаким Байбулатов оказался сначала в лагере для офицерского состава XIII D (62) в Хаммельбурге, а затем был передан в гестапо. Как офицера и политрука, Мустакима Байбулатова отправили в концлагерь «Дахау». Расстреляли Мустакима вместе с другими военнопленными на стрельбище полигона СС в Хебертсхаузене.


В годы Второй мировой войны на этом стрельбище, в километре от концлагеря «Дахау» проходили массовые казни. Они отличались особой жестокостью — военнопленных приковывали к столбам и превращали в живые мишени, на которых эсэсовцы пристреливали оружие. Стреляли сначала в одно колено, потом в другое и т.д. — пока не устанавливали окончательно прицел. И только потом добивали последним выстрелом в голову. В 1941 — 1942 годы солдаты войск СС расстреляли на стрельбище «Хебертсхаузен» более 4000 советских военнопленных.

В мае 2014 года Мемориал концлагеря «Дахау» в лице руководителя госпожи Габриэлы Хаммерманн пригласил родственников Мустакима Байбулатова на открытие мемориального комплекса «Стрельбище СС в Хебертсхаузене». Все расходы по поездке взяла на себя немецкая сторона. К сожалению, Фатыма Шайдулловна в силу своего возраста не смогла принять приглашения. В поездку отправились родственники Мустакима Байбулатова — Айсылу Резванова и Миляуша Муртазина. 


В рамках мероприятия была организована выставка с фотографиями и биографиями жертв нацистского режима.

Директор мемориального фонда Габриэла Хаммерманн выступила перед родственниками расстрелянных военнопленных. Она отметила, что современным немцам неизвестен факт массового уничтожения советских военнопленных на территории Германии. Открытие этого мемориала важно для восстановления исторической справедливости и воспитания молодого поколения.

Две судьбы, искореженные войной. Молодые мужчина и женщина едва за двадцать, мечтающие о самом простом — детях, семейном счастье, мирном небе… Их мечтам не суждено было сбыться.

И, конечно же, Фатыма Шайдулловна всегда надеялась, что имя ее супруга не сотрется из памяти земляков. Ей хотелось, чтобы молодое поколение знало и помнило — политрук Мустаким Мустафьевич Байбулатов защищал свою Родину с первых минут войны, когда армады превосходящих сил фашистских войск хлынули на нашу землю.

Мустакиму Байбулатову было всего 25 лет. Это был честный, образованный, порядочный человек, горячо любивший свою Родину, первый офицер деревни Мустафино.

Они легли на поле боя, —

Жить начинавшие едва,

И было небо голубое,

Была зеленая трава,


Забыть тот горький год неблизкий

Мы никогда бы не смогли,

По всей России обелиски,

Как души, рвутся из земли,


… Они прикрыли жизнь собою, —

Жить начинавшие едва,

Чтоб было небо голубое,

Была зеленая трава.

      …

Вспомним их поименно…

Горем вспомним своим!

Это нужно не мертвым

Это нужно живым!

Родственники выражают огромную благодарность всем, кто проводил работу в архивах России и Германии, в том числе — директору фонда мемориала «Дахау» Габриэле Хаммерманн, историку Отто Райнхарду, сотруднику фонда мемориала «Дахау» Татьяне Секей и другим. Советские военнопленные не были зарегистрированы в концлагере «Дахау», что осложняло работу по восстановлению имен. 

Автор:Святохина Дарья
Читайте нас: