Взлетевшие курсы валют, шокирующие цены в магазинах, скучающие менеджеры автосалонов… Все это наши новые экономические реалии. Словно по мановению волшебной палочки сократившиеся зарплаты и реальная угроза безработицы заставляют людей жестко урезать свои расходы.
По результатам опроса портала Superjob, проведенного среди жителей ПФО в начале апреля, в первую очередь наши сограждане решили экономить на развлечениях (69 процентов опрошенных). Следующий пункт — покупка новой одежды (без обновок легко готовы обойтись 57 процентов участников опроса). Режим экономии коснулся путешествий (от них отказались 56 процентов граждан) и продуктов питания (46 процентов). Также население Приволжского федерального округа сокращает траты на косметику, сигареты и алкоголь, мобильную связь, транспорт, корм для животных и даже коммунальные услуги.
«Электрогазета» опросила жителей Башкирии и выяснила, как и на чем пытаются экономить башкортостанцы.
Марина, медсестра:
— Пожалуй, ни на чем. Я до сих пор не знаю, сколько стоит литр бензина или литр молока. Единственное, я стала меньше покупать вещей. Однако они стали дороже. Ну, и еще в ресторан стали реже ходить. А в целом жесткой экономии ни на чем нет.
Сергей Тарарако, автор «Электрогазеты»:
— Очень расстраивает тотальное повышение цен на 10-20 процентов. Но не могу сказать, что я на чем-то экономлю. Есть небольшие накопления, их пока хватает.
Булат Галиев, сотрудник пресс-службы, колумнист «Электрогазеты»:
— Лично я в кризис ни от чего не отказывался: дело в том, что и до кризиса я не особо шиковал. Элитной недвижимости или дорогой машины у меня нет, за границей в последний раз был несколько лет назад, накоплений тоже не имеется.
Антон, адвокат:
— Решил повременить с покупкой автомобиля. Отказался от поездки в Индию — слишком дорогая путевка. Перестал покупать сыр — его нынче продают по каким-то нереальным ценам!
Анна, продавец салона верхней одежды:
— Сократила покупку вещей. Маникюр-педикюр не каждый месяц в салоне — сама. Планировала поездку за границу, но пришлось от нее отказаться. На фитнесе экономить не хочу, абонемент со мной всегда, да еще и в два-три клуба. Также решила не отказываться от салонного окрашивания волос — даже в кризис хочется быть ухоженной.
Алеся, врач психиатр/нарколог/фтизиатр:
— Сократили затраты на продукты питания: почти перестали покупать дорогие колбасы и конфеты. Стараюсь каждый день печь домашнее печенье, пирожки, чтобы дети не просили. Колбасы один раз в месяц, конечно, все равно покупаем, детям не откажешь. Бытовую химию немного сократили: если раньше в ванной все шкафы были забиты самыми разными средствами, то сейчас только то, что наиболее необходимо. Хотя, фрукты, овощи, орехи покупаем в прежних количествах.
Екатерина, рекламный агент:
— Отказалась от поездок за границу. Разве этого мало?
Алина, журналист:
— От отдыха в теплых краях, от крупных покупок, от кредитов.
Айгуль, ведущий специалист сотовой компании, в декрете:
— Пока ни от чего не отказалась, но траты выросли, откладывать (копить) меньше получается. Поскольку накоплений немного, вот стоим перед выбором: или отдохнуть сейчас на море, или отложить деньги на черный день (возможно, летом сокращения у мужа на работе).
Расул, специалист по связям с общественностью:
— Скорее, пришлось ограничивать себя в чем-то, а не отказывать вообще. Например, за границей проведу три дня вместо восьми. Билеты и отель бронирую самостоятельно, уже на следующей неделе полечу в Германию-Австрию. Насчет еды — из дорогих колбас и сыров сейчас выбираю что-то одно и т.п. То есть нахожусь в режиме локальной экономии, а не тотальных ограничений.
Ольга, терапевт:
— Кризис ударил сильно — у нас с мужем резко сократились доходы. Экономлю на одежде. Как оказалось, бОльшую часть содержимого шкафа могу носить года три! А еще стали пользоваться всякими скидками (недавно в ближайшем супермаркете был весь март минус 10 процентов). Когда совсем туго с деньгами, в заначке есть курица и горбуша, варим холодец. Ну и стараюсь сразу все платежки оплачивать, чтоб не копилось. В кино по клубной карте раз в неделю за полцены. Но, конечно, сильно не хватает тех денег, которые были.
Дмитрий, менеджер среднего звена:
— Могу сказать только, что в связи с нынешними временами закрыл кредиты, какие мог и среди и так немногих трат «для удовольствия» оставил лишь жизненно необходимые. Из значительного — отказался от поездки на лыжную базу, не покатался в этом году. Донашиваю имеющуюся одежду.
Алиса Курамшина, психолог, колумнист «Электрогазеты»:
— Пока не отказывалась ни от чего. Дело в том, что я очень бережлива в обычное время, и у меня всегда есть денежная «подушка безопасности». Ее и трачу в кризисные времена. Другой момент — поскольку я работаю психологом, у меня ситуация чуть лучше, чем у других (в кризис люди чаще приходят со своими проблемами).
Елена, предприниматель:
— В целом к кризису отношусь спокойно, не впервой. Пересмотрела отношение к дорогим покупкам, если раньше хоть со скрипом, но все равно покупали, то сейчас нет (это об автомобиле). Мне нужен новый автомобиль, привыкла ездить на бизнес-классе, но увы! Пришлось отложить покупку ориентировочно до сентября и то с оговоркой, что, возможно, и в сентябре покупать не буду. Посчитала — нанять водителя с личным автомобилем — вышло дешевле... Такая же история с производственным помещением — его покупку перенесла на следующий год. Слишком высока цена — 10 лет аренды, а все это время еще нужно следить за помещением, поддерживать в рабочем состоянии и платить налоги! Правда, в этом году планируем с мужем покупку участка земли под новый дом. Также планируем смену автомобиля маме, это недорого.
Про бизнес. Для меня в любое время была важна оптимизация процесса производства и трат. Я бы сказала так — бизнес растет, но медленнее, чем хотелось бы.
В обычной жизни вроде ничего не изменилось: питание — то же, одежда — практически как всегда. Ювелирные украшения дорогие не покупаю. Проблема в том, что, сократив расходы на рестораны и одежду, на новый джип не наэкономишь.