Когда Светлану по решению суда направили в спецучилище для несовершеннолетних, она с горечью подумала, что «пришел конец её вольной жизни». Да и друзья из «нехорошей компании» говорили, что это место — почти колония.
Как ни странно, в спецучреждении оказалась девочка из вполне благополучной семьи. По какой-то причине она вдруг с 13-ти лет стала пропускать школу, гулять по ночам и, как сама говорит, «занималась нехорошими делами, воровала». В итоге — суд, приговор и три года реабилитации в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.
Светлану из небольшого городка в Свердловской области направили на перевоспитание в Ишимбай, где находится федеральное спецучилище для девочек, одно из четырёх в России.
В общем понимании учреждение закрытого типа для подростков, совершивших преступление, действительно, должно походить на колонию, ведь воспитанники, по сути, отбывают здесь наказание в основном за кражи, разбои, грабежи, мошенничество и побои.
— Но важно понимать, что в нашем училище воспитанницы не лишаются свободы, а им оказывают, прежде всего, профессиональную психологическую и педагогическую помощь, — говорит старший воспитатель Лидия Небогатова.
Сотрудники спецучилища — учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования — дают своим воспитанницам то, что не смогли дать их родители. И история Светланы это, скорее, исключение, когда есть любящие мама и бабушка, которые навещают свою девочку, присылают ей посылки и с нетерпением ждут домой. У большинства воспитанниц спецучилища, конечно, неблагополучные семьи. Редко у кого есть отцы, матери в основном алкоголички и наркоманки. Естественно, они практически не навещают своих детей. И можно представить, что ожидает этих девочек, когда они вернутся обратно в семьи.
Островком добра и надежды называют воспитанницы закрытое учреждение. Страшно сознавать, что для многих из них — это лучшее место в жизни. Воспитателей девочки считают вторыми мамами, таких же девочек из групп, на которые их поделили, признают своей семьёй.
В училище созданы все условия для комфортного проживания подростков. Чистые, светлые, с хорошей мебелью бытовые комнаты, где девочки проводят свободное от учёбы и труда время. По словам одной воспитанницы, «здесь хорошо, потому что уютно по-домашнему», — и это в казённом доме.
Государство выделяет немалые средства на содержание и обеспечение несовершеннолетних в специальном учреждении закрытого типа. Финансирование составляет порядка 80 миллионов в год. Сейчас в ишимбайском училище находятся 43 воспитанницы из 26-ти российских регионов. Рассчитано заведение на 100 мест.
— В настоящее время в училище можно попасть только по решению или постановлению суда, чаще всего, совершив уже рецидивное преступление, — говорит директор Гаяз Нафиков, — но правильнее направлять к нам подростков, находящихся даже под условной мерой наказания. Чтобы оторвать их от пагубной среды, в которой они совершают новые и новые преступления.
В учреждении воспитанницы получают среднее образование и две специальности — швеи и штукатура-маляра.
— Если за время нахождения в училище воспитанница не успевает, например, окончить девятый класс, и ей ещё не исполнилось 18 лет, то можно по её личному желанию продлить срок пребывания до окончания учебного года. Так в этом году пожелали доучиться девять воспитанниц, — говорит Лидия Небогатова.
В спецучилище девочки буквально преображаются внешне и внутренне. Глаза горят добрым светом, на лицах искренняя улыбка.
Сложно поверить, что у всех в прошлом тяжелые судьбы. Здесь они не курят, не пьют, не выражаются матом. Посещают кружки — мастерят поделки, танцуют, поют, рисуют.
Девочкам запрещается пользоваться косметикой. Они находятся на полном государственном обеспечении. Воспитанницам выдают одинаковые комплекты одежды для занятий в школе и свободного времени. И это не унылые арестантские робы, а яркие и качественные костюмы.
И все-таки спецучилище — режимное учреждение, за порядком в котором наблюдают полицейские. Живут воспитанницы по строгому распорядку — подъем в семь утра, отбой в десять вечера. В первой половине дня учеба, во второй — работа на производстве, посещение кружков и два часа личного времени. Девочкам позволяют смотреть телевизор, но пользоваться интернетом нельзя.
Воспитанницы стараются хорошо учиться, участвуют во всероссийских олимпиадах среди учащихся профтехучилищ, в творческих конкурсах и спортивных соревнованиях. Часто занимают призовые места. Литературные сочинения и стихотворения девочек охотно публикуют местные издания. Трудно поверить, что при таких успехах почти у каждой воспитанницы букет различных неврологических заболеваний, некоторые учатся по коррекционной школьной программе.
— Это целое поколение, порождённое социально больными родителями. Причины проблем этих детей не в физическом и психическом развитии, а в педагогической запущенности, — считает старший воспитатель, — при должном уходе, заботе и воспитании трудные подростки довольно быстро выравниваются.
С особым удовольствием девочки занимаются в драматическом кружке. Они, словно нежные цветы, раскрываются на сцене, обретают веру в себя. Красочные наряды для выступлений девочки создают собственными руками.
Своеобразное шефство над юными воспитанницами взяла председатель Союза женщин республики, заместитель Общественного совета при МВД по РБ Рашида Султанова. Она отмечает, что в училище сложился отличный коллектив педагогов и воспитателей, руководство делает все возможное для достойного обеспечения своих подопечных. Однако это закрытое учреждение, и воспитанницам необходимо видеть новые яркие лица.
— Я стараюсь привозить к девочкам интересных выдающихся людей, многого достигших в жизни и профессии. Чтобы девочки узнали — существует другая жизнь, и вернулись домой красивыми и здоровыми, — говорит Рашида Султанова.
По статистике, около 90 процентов воспитанниц после реабилитации в ишимбайском спецучилище исправляются, то есть не совершают преступлений и больше не попадают в места лишения свободы. Многие продолжают получать образование, создают нормальные семьи, работают.