Уже год в пяти исправительных учреждениях России проводится эксперимент по апробации модели Центра исправления осужденных. В Башкирии местом проведения эксперимента стала исправительная колония строгого режима ИК-7 в Мелеузе. Там создано шесть центров исправления осужденных, объединяющих два-три отряда.
Центр исправления осужденных — это новая структура. Раньше воспитательной работой с осужденными занимался только начальник отряда. Учитывая, что в отряде бывает по 70, 100, 120 человек, одному сотруднику довольно сложно охватить все возникающие вопросы. В центре же работает шесть человек. У начальника центра есть заместители по режиму и надзору и по воспитательной работе. Кроме того, в штат входят психолог, социальный работник, специалист по организации труда осужденных.
Об этом рассказал начальник регионального управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Виктор Шалыгин.
Цель эксперимента — добиться адресного и непрерывного исправительного воздействия на осужденных. Шесть человек уже могут обеспечить индивидуальное психологическое сопровождение, помочь осужденным трудоустроиться и найти жилье после освобождения.
После года эксперимента можно говорить о промежуточных положительных результатах. Практически вдвое по сравнению с прошлым годом снизилось количество конфликтных ситуаций, на девять процентов увеличилось количество освобожденных от наказания условно-досрочно, увеличилась норма выработки у осужденных, работающих на производстве.
Также Виктор Шалыгин рассказал, что сейчас идет перепрофилирование колонии общего режима ИК-8 в Стерлитамаке. Там будут содержаться бывшие работники судов и правоохранительных органов. Режим будет изменен с общего на строгий. В колонию будут направляться осужденные из девяти регионов — Башкортостана, Татарстана, Удмуртии, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей.
Всего же в учреждениях ФСИН России по Республике Башкортостан отбывает наказание почти 15 тысяч человек. Из 10 800, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, за убийство осуждено почти 3 500 человек, за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков — почти 2 400. 76 процентов осужденных совершили умышленные преступления уже не первый раз.
Многие заключенные трудятся на производственных предприятиях в системе ФСИН в отраслях металлообработки и машиностроения. Производят спецавтомобили для перевозки подозреваемых, обвиняемых и осужденных, промышленные вентиляторы и дымососы, контейнеры для хранения радиоактивных отходов, изделия из чугунного литья, оборудование для общепита. Также заключенные работают в легкой промышленности, занимаются деревообработкой, производят строительные материалы.
Среднедневная зарплата у тех, кто привлекается к оплачиваемым работам, составляет 225 рублей.
Интересно, что среднесуточная стоимость питания осужденного составляет 69 рублей. Эту почти фантастическую в современной экономической ситуации цифру Виктор Шалыгин объяснил так:
— Закупки мы производим в централизованном порядке, поставки нам осуществляются напрямую из регионов, где есть подсобные сельскохозяйственные предприятия, закрепленные за уголовно-исправительной системой. Третьих лиц — перекупщиков — у нас нет, поэтому цены более-менее стабильны.
Были озвучены и нормы по питанию. Например, в день одному заключенному положено
— Были времена в 90-е годы, когда про нас забыли, продовольствия поступало очень мало, — вспомнил Виктор Шалыгин, — из-за недостатка необходимых веществ в организме были случаи заболевания цингой среди заключенных, даже куриной слепотой. Но это уже в прошлом, сейчас с питанием все в порядке. Мы рассматриваем возможность приобретения двух сельскохозяйственных предприятий — хозяйства «Идель» в Кармаскалинском районе и племенной птицефабрики в Белебеевском районе. Для решения этих вопросов ждем комиссию из ФСИН России.