Все новости
Общество
26 Февраля 2015, 23:04

Уфимцам рассказали о путях выхода из кризиса

Чем характеризуется нынешнее состояние экономики России? Есть ли пути выхода из кризиса? Свое видение ситуации высказывает академик РАН, профессор Абел Аганбегян.

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Чем характеризуется текущая ситуация в экономике России? Есть ли пути выхода из кризиса? В Уфе состоялась лекция одного из крупнейших и признанных в мире ученых-экономистов в области макроэкономики, академика РАН, профессора Абела Аганбегяна.
— Для России сейчас характерны три взаимосвязанных процесса, — отмечает специалист. — Первый процесс — стагнация. В стагнацию наша страна вступила еще в 2013 году, когда рост валового продукта составил всего 1,3 процента, промышленности — 0  процентов, инвестиции сократились на 0,3 процента, строительство сократилось на три процента, производство машин и оборудования — на восемь, на два процента снизился экспорт, сильно уменьшился финансовый результат деятельности предприятий. По совокупности макроэкономических показателей этот процесс по праву назван стагнацией.
Второй процесс — рецессия. К рецессии мы перешли в IV квартале 2014 года, когда по нам наиболее сильно ударили санкции, введенные США и Европой. Главная из этих санкций — сокращение финансовых взаимодействий с ведущими зарубежными странами, где мы каждый год заимствовали более 100 миллиардов долларов. Что означает термин «рецессия»? Это уже сокращение основных макроэкономических показателей. Так, в IV квартале 2014 года ВВП РФ (главный макроэкономический показатель) сократился на 0,2 процента. А в первом квартале 2015 года он сократится уже на два — три процента.
Третий процесс — стагфляция. Это особый процесс в экономике, когда стагнация и рецессия сопровождаются ускорением инфляции. Впервые этот термин возник в 60-х годах прошлого века. К примеру, в 70-е годы в ужасающую стагфляцию попали США, в результате чего американская экономика не могла выпутаться из кризиса 10 лет. Президенты Джеральд Форд и Джимми Картер не смогли справиться с ситуацией, и не были переизбраны на второй срок. И только Рональд Рейган, провозгласивший новую экономическую политику, смог вывести страну из стагфляции, обеспечив практически 17-летнее процветание США.
Но вернемся к России. Триединая формула, характерная для нас в настоящее время, — стагнация, рецессия и стагфляция. Обратите внимание, что в кризисе мы находимся уже третий год. И теперь мы видим, что причиной кризиса являются не санкции — все началось гораздо раньше. Почему мы вдруг попали в стагнацию в 2013 году?
Как подчеркивает академик, причина кроется в инвестициях, точнее, в их отсутствии. С 1999 года по 2008 год ежегодный рост инвестиций в России составлял 11 — 12 процентов. ВВП при этом рос на 6,5 — 7 процентов в год.
Но в 2009 (кризисном) году произошло падение инвестиций на 17 процентов (!). Затем ситуация немного выровнялась — к 2012 году инвестиции вышли на уровень 2008-го. Но в 2013 году государство — то ли по незнанию, то ли намеренно, сократило инвестиции. Произошло снижение инвестиций в крупных госкорпорациях (Роснефть, Газпром, РЖД), снизилась доля инвестиций в бюджете, а Центробанк снизил объем инвестиционного кредита. И хотя частные инвестиции выросли, это не компенсировало падения государственных инвестиций.
А ведь что такое инвестиции? Это вложения в будущее. Нет новых мощностей — нет роста производства товаров и услуг, нет роста ВВП. В принципе, валовой продукт может какое-то время расти за счет доиспользования основных фондов. Но если фонды уже предельно изношены или являются аварийными? На сегодня средний срок службы машин и оборудования в нашей стране составляет 14 лет. Это старое оборудование бессмысленно доиспользовать! Оно часто простаивает, его нужно ремонтировать, на нем реализуются старые технологии, которые требуют больше электроэнергии, материалов и трудозатрат… На таком оборудовании нельзя произвести инновационный качественный продукт. Таким образом, старые основные фонды не могут обеспечить надлежащий рост ВВП.
Вот и получается, что, не занимаясь инвестициями, мы перешли к стагнации и рецессии за счет собственных усилий (а санкции лишь усугубили проблему).
Что же предлагается сделать?
Нужна политика форсированных инвестиций, считает академик. Каждый год инвестиции нужно увеличивать на десять процентов! Это «раскрутит» экономику.
Абел Аганбегян вспоминает, что Правительство РФ не выполнило указ президента от 7 мая 2012 года «Об экономической политике». Между тем, этот указ предполагал рост инвестиций каждый год на 10 — 12 процентов. Но лучше поздно, чем никогда.
Нужно разработать пятилетнюю программу форсирования инвестиций, что позволит России уже к 2018-2019 годам выйти из триединого процесса стагнации, рецессии и стагфляции.
Кстати, вот пример Америки. В 80-е годы, в период затяжной стагфляции, к власти пришел Рональд Рейган. Бороться с кризисом он решил радикально, сделав ставку на инновации, форсированные инвестиции и быстрое обновление технологических структур. Его экономическая политика получила название «рейганомика». Рейган предложил резко сократить срок функционирования машин и оборудования в народном хозяйстве (до семи лет), ввел ускоренную амортизацию. Как результат — выход из кризиса и много лет процветания США.
Итак, план действий для России — делаем упор на обновление мощностей. Деньги можно взять в главном денежном источнике (активы банковской системы). На 1 января 2015 года это 77 триллионов рублей. На сегодня в России инвестируется лишь 1,5 процента от этой суммы (или 1,1 триллиона рублей).
Как взять деньги — тоже ясно. Ничего нового: казначейство выпускает долгосрочные ценные бумаги под три — пять процентов годовых. Их покупает Центробанк и затем выдает долгосрочные кредиты коммерческим банкам. Так и возникают инвестиции. В Америке такие ценные бумаги выпускаются со сроком до 40 лет, в Японии — до 50 лет. Нам достаточно выпустить бумаги хотя бы на срок 20 лет.
Помимо всего прочего, нужно обратить пристальное внимание на структуру российской экономики. А именно — крайне высокий удельный вес топливно- энергетических и сырьевых отраслей.
— Во всем мире эти отрасли практически не растут! Для примера можно взять металлургию. Рост во всем мире — минимальный, ведь даже корпуса самолетов давно уже делают из пластмассы, — поясняет академик. — Какие же отрасли растут быстро? Где всегда наблюдается высокий спрос? Это так называемые прогрессивные отрасли или «экономика знаний» — наука, образование, IT, медицина, биотехнологии, здравоохранение… Кроме того, быстро растут высокотехнологичные отрасли, например, самолетостроение. Третья отрасль, которую можно отнести к категории быстрорастущих — жилищное и социальное строительство (это своего рода отрасль-мультипликатор, которая, развиваясь, тянет за собой экономику).
К сожалению, у нас эти три направления развиты слабо. Судите сами — 90 процентов электронных схем Россия закупает за рубежом! «Хромает» медицина. Слабо развивается такая технологичная отрасль, как самолетостроение. В строительстве, на первый взгляд, дела обстоят неплохо — 23 «квадрата» жилья на душу населения. Но! 26 процентов этого жилья не имеет туалета, 22 — холодной воды, 30 процентов — душа и ванной, 40 процентов — горячей воды!
Делаем вывод — чтобы расти, нам нужно резко повысить долю этих прогрессивных отраслей.
Итак, совокупность антикризисных мер выглядит следующим образом: технологическое обновление действующих производств, развитие «экономики знаний», расширение высокотехнологичных отраслей (в том числе, за счет строительства новых предприятий), создание современной транспортно-логистической инфраструктуры, жилищное строительство. Кроме того, нужны меры по борьбе с инфляцией (сейчас у правительства такой программы нет). Например, можно принять трехгодичную программу: первый год — снижение инфляции до восьми процентов, затем — до пяти и, наконец, до трех процентов.
Кроме того, нужно отменить антисанкции (сегодня нам не нужна конфронтация).
— Время для изменений пришло — россияне поверили в свое руководство, — подчеркивает экономист. — Как ни странно, в России выросла удовлетворенность жизнью. Произошла консолидация нации, наблюдается общий позитивный настрой. И этим нужно воспользоваться, — власть должна оправдать доверие людей. Не первый раз мы сталкиваемся с проблемами. Но стоит помнить — у нас огромные возможности — надо просто их использовать.
Ученый обращает внимание — на 80 процентов развитие России зависит от инвестиций. Как только появляются инвестиции,  начинают работать проектные, научные организации, строительные фирмы, машиностроители производят оборудование… Народное хозяйство «раскручивается» уже от одного факта инвестиций, еще до того, как новые мощности построены. Все просто: если нет инвестиций, нет будущего. И об этом стоит подумать уже сегодня.
К сожалению, Программа неотложных мер из 60 пунктов, принятая недавно на федеральном уровне, содержит лишь смягчающие мероприятия, которые не меняют коренным образом ситуацию и не являются путем выхода из стагнации и рецессии.
Автор:Святохина Дарья
Читайте нас: