Почему вдруг подорожала гречка? И как сложится ситуация с ценами на продукты питания в Башкирии? Об этом журналистам рассказали министр сельского хозяйства РБ Николай Коваленко и председатель Госкомитета республики по торговле и защите прав потребителей Рустам Камалетдинов.
— Хотелось бы обозначить основные позиции, с которыми республика подошла к концу этого года. Зерновых и зернобобовых культур мы произвели два миллиона 700 тысяч тонн, что на полмиллиона тонн больше, чем в прошлом году. Этот объем полностью обеспечивает республику зерном для переработки по всем направлениям (мука, крупа, кормовое зерно), — отметил Николай Коваленко. — Теперь о животноводстве. Республика полностью обеспечивает себя говядиной, необходимые объемы производства достигнуты по мясу птицы и свинине. Активно реализуются новые проекты в сфере свиноводства и птицеводства, так что предпосылок для повышения цен мы не видим. Все в порядке и с производством молока (в этом году мы произвели больше молока, нежели в прошлом году). Хорошая ситуация сложилась в овощеводстве. Благодаря появлению новых КФХ в этом году на рынке больше местной овощной продукции. Кроме того, мы выиграли конкурс Минсельхоза РФ, и теперь порядка 15 крупных предприятий Башкирии, занимающихся овощеводством закрытого грунта, получат серьезный объем федерального финансирования. Улучшились позиции по картофелю. По сахарной свекле урожай составил один миллион 300 тысяч тонн, при этом все три сахарных завода работают с высокой производительностью. В итоге сахаром республика тоже себя обеспечила.
Считаю, что ситуация в целом стабильная. Так что покупатели должны исходить из здравого смысла, не реагируя на нездоровые, спекулятивные колебания цен, — посоветовал Николай Коваленко. — Здесь я имею в виду колебания по гречневой крупе. По телевидению показали, что часть урожая гречихи в Сибири и Алтайском крае была завалена снегом. Возник повышенный спрос в магазинах, предприятия переработки, в свою очередь, предъявили спрос к сельхозтоваропроизводителям. И на сегодня мы наблюдаем реакцию рынка. Для сведения, в республике в этом году произведено 86 тысяч тонн гречихи (после доработки 70 тысяч тонн). Из этого объема можно произвести 40 тысяч тонн крупы. По медицинской норме жителям Башкирии нужно 15 тысяч тонн (из расчета 3,5 килограмма на одного жителя). Что получается? При потребности 15 тысяч тонн республика может произвести 40 тысяч, плюс остатки с прошлого года. То есть гречки предостаточно, мы обеспечили себя этим продуктом с избытком. В целом по России ситуация тоже стабильная: всего произведено 744 тысячи тонн гречихи (в прошлом году 540 тысяч тонн).
Как подчеркнул министр сельского хозяйства РБ, рост цен — результат подогретого спроса. Цены, конечно же, снизятся, ведь гречиха хорошо зимует, и все объемы в любом случае будут убраны. То есть нет никаких оснований для того, чтобы далее разжигать и подогревать эту тему.
По какой причине на прилавках республики мало башкирской гречки, зато есть крупа челябинского, оренбуржского производства? В некоторых магазинах гречка отсутствует вовсе. Быть может, ее попросту «придерживают»?
— По моим данным, в наших сетях всегда есть развесная крупа республиканского производства в крупной фасовке, — ответил Николай Коваленко на вопрос журналистов. — Башкирская гречка есть и в мелкой фасовке (фасует ООО «Крупяная компания «Клен» из местного сырья). Придерживают гречку или нет — сказать сложно. Что касается республики, у нас есть полные данные — кто продал сырье, у кого еще оно осталось. Мы общаемся и проводим работу с сельхозпроизводителями. Переработчики работают только «под спрос». Недавно в Министерство сельского хозяйства даже поступило два письма от республиканских переработчиков, готовых купить сырье. Вполне возможно, что есть какие-то крупные компании, которые пользуются ситуацией и пытаются получить максимальную выгоду. Но за нашими сельхозпроизводителями и переработчиками такого не замечено.
Как считает Николай Коваленко, подогрев цен нужно просто пережить.
— Да, цена на гречку сейчас высокая, неадекватная и должна занять свою прежнюю позицию. В этой ситуации люди должны правильно сформировать свое потребительское поведение — то есть покупать лишь столько, сколько нужно, — посоветовал глава Минсельхоза РБ. — Кстати, в республике функционирует штаб, постоянно отслеживающий ситуацию на продовольственном рынке. На каждое повышение цены мы незамедлительно реагируем, выявляем причины. Сейчас катастрофических изменений на рынке нет, все в пределах нормы.
— Если говорить о ситуации в целом, тренды в РБ идентичны ситуации в соседних субъектах федерации. Конечно, ситуация с ростом доллара, ростом цен на ГСМ будет влиять на цены. В первую очередь, это коснется импортных товаров, — добавляет Рустам Камалетдинов. — Тем не менее, все это — стимул для развития, для использования внутренних резервов производства всех видов товаров — от продуктов питания до техники. Себестоимость производства в России становится дешевле, нежели за границей. Ситуация сродни той, что в свое время сложилась в КНР. Да, импортные товары подорожают, но наше производство получит стимул к развитию.
По словам специалистов, республика ведет активную работу по импортозамещению. Это касается, в частности, сыров — новые сорта уже освоены и выведены на рынок. Будет запущен новый молочный завод в Уфе, а Давлекановская молочная компания уже готова реализовать проект по созданию нового сырного завода.
Одно из перспективных направлений для республики — рыбоводство. В Башкортостане имеется порядка семи тысяч гектаров водоемов, которые можно дополнительно использовать для разведения рыбы.
Что касается фруктов, то поначалу (сразу после введения эмбарго) ситуация представлялась сложной. Но все разрешилось благополучно. Все поставки фруктов из стран ЕС были полностью замещены поставками из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана