Благодаря скульптурным портретам уфимского антрополога и скульптора Алексея Нечвалоды можно представить, как выглядели древние люди, жившие на территории современной Башкирии несколько тысячелетий назад. Учёный воссоздаёт облик человека методом антропологической реконструкции.
— Научная школа реконструкции лица по черепу существует более 60 лет. Основателем направления является выдающийся антрополог Михаил Герасимов. Его исследования показали, что черепа отличаются друг от друга так же, как и лица, — рассказывает Алексей Нечвалода. — Определив биологический возраст и антропологический тип, с учетом всех индивидуальных особенностей строения лицевого скелета (например, его асимметрию) можно воссоздать внешний облик, максимально близкий к реальному человеку.
Антрополог Михаил Герасимов вывел зависимость между мягкими тканями и костной основой, благодаря которой моделируется лицо. Ученики и последователи учёного разработали способы восстановления формы носа, постановки глазного яблока в орбиту, определения размера ушей. Всё это в комплексе позволяет воссоздать лицо на 65-70 процентов.
По методу Герасимова были созданы скульптурные портреты палеоантропов, населявших Европу и Азию, древних славян, гуннов, скифов, сарматов и других племён. Появилось представление об облике исторических фигур разных эпох, чьи изображения не дошли до нас — фараонов, царей, полководцев и прочих выдающихся личностей. Сам Михаил Герасимов реконструировал лица Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Тамерлана.
Воссоздать облик древних людей эпохи бронзы, железа и средневековья, живших на территории Башкирии, удалось благодаря раскопкам на Южном Урале и Приуралье. Археологи исследовали курганы, где были обнаружены древние захоронения. Всех поразили удивительные находки, известные как «Золото сарматов». А для антропологов особую ценность представили сами некрополи. По черепам захороненных людей была сделана реконструкция лиц древних сарматов, которые некогда кочевали по Башкирии.
— Антропологические данные говорят о том, что краниологический тип башкир представляет собой сочетание признаков в результате смешения европеоидных и монголоидных популяций. Причём наибольшее сходство весь комплекс краниологических признаков башкир обнаруживает с типом людей, захороненных, например, в золотоордынских курганах Нижнего Поволжья, — отмечает Алексей Нечвалода.
Метод антропологической реконструкции позволил представить облик первого имама башкир Хусейн-бека. Похоронен проповедник был на старинном кладбище. По легенде в ХIV веке великий Тамерлан повелел возвести над могилой имама мавзолей. Во времена Золотой Орды для обращения местного населения в ислам призывали правоверных служителей из Средней Азии, Ирана, Египта. Судя по воссозданному облику имама, в его лице есть среднеазиатские черты, скорее всего, это памиро-ферганская раса.
Рядом с Хусейн-беком покоится его спутница. В реконструированном по черепу облике женщины проглядывают монголоидные признаки, она, видимо, из местного племени мин.
Также генетики сделали вывод, что в семейной усыпальнице имама захоронены его потомки.
Сейчас мавзолей Хусейн-бека близ посёлка Чишмы стал местом паломничества для мусульман. А портрет первого башкирского имама, созданный антропологом Алексеем Нечвалодой, вошёл в учебники истории Башкортостана.
Метод антропологической реконструкции, буквально помогая увидеть лицо далёкого прошлого человечества, служит не только науке, но и используется криминалистами в следственной практике.
— Как правило, лучше опознают пропавшего человека по реконструкции лица дальние родственники или знакомые, — говорит антрополог, — поскольку близкие люди придают значение мелким деталям и особенностям, таким как родинки или морщинки.
Российская школа антропологической реконструкции не имеет аналогов в мире. Наши учёные участвуют во всех значимых экспедициях, где ведутся раскопки. Научный метод постоянно совершенствуется, антропологи в процессе краниологической реконструкции используют компьютер. Однако ни одна программа, по мнению Алексея Нечвалоды, не заменит таланта художника и скульптора.
— Это довольно специфическое занятие, — говорит антрополог, — мне порой приходилось работать в морге. Ещё важны определённые творческие навыки, как умение видеть и чувствовать форму и самому уметь формовать, отливать из гипса или других материалов, например, пластика. Основными заказчиками антропологических реконструкций являются музеи, потому что без скульптурных портретов древних людей они превращаются в банальный склад вещей. Люди всегда будут стремиться узнать, как выглядели их предки.