Да, дорогие друзья, проблем, если вы решили стать частью сельскохозяйственного окружения большого города, хватает. И они вылезают оттуда, откуда вовсе не ждешь. В какой-то момент начинаешь понимать, что здесь действует принцип, как и у альпинистов на высотах более восьми тысяч — каждый за себя, а спасение утопающих — дело рук самих утопающих. А то, что можно потонуть, я понял после первого хорошего ливня, пронесшегося над нашей деревней. Лило, лило, а когда дождь закончился и я вышел на крыльцо, то сразу вспомнил легендарную деревню Гадюкино, в которой идут дожди. Прямо от крыльца простиралась знаменитая российская грязь, и ее еще предстояло как-то побороть. Но перед началом борьбы нужно было дождаться, пока в насыщенную водой почву впитаются лужи. А ведь до этого деревенскую грязь, как и любой нормальный горожанин, я видел только в кино и читал о ней в книгах. Когда же грязь высохла, она стала превращаться в пыль. Мимо дома проходил грейдер, и по нему то и дело проносились грузовики со стройматериалами, подымая облака дисперсии тонкого помола. Примерно через неделю слой ее на поверхности компьютерного монитора стал составлять вполне осязаемую толщину, а яркость его заметно убавилась.
Однако в сравнении с другими проблемами это было лишь частью деревенской романтики и пасторали. Другие напасти не застали себя ждать. Вдруг один за другим стали «умирать» электроприборы. Первым приказал долго жить модный керамический электрочайник, призванный поставлять экологически чистый кипяток. Потом издохла микроволновка. Третьим ножом в спину налаживающегося быта стала гибель стиральной машины. После недолгого анализа и случайного взгляда на стабилизатор АГВ стало ясно, что виной всему высокое напряжение, а также его скачки. На входе напряжение составляло порой 250 и выше вольт — это было результатом того, что подстанция находилась рядом с домом. Выяснилось, что в сельской местности ввиду того, что расстояния большие, а потребителей мало, специально завышают выходное напряжение. Для того чтобы до потребителя, находящегося «на дальнем кордоне» хоть что-то дошло. При этом у тех, кто рядом с трансформатором, напряжение в розетке может быть, как на электрическом стуле, а у дальнего потребителя едва-едва. Но в целом по больнице температура будет нормальной. Вдобавок вся деревня в летний период сверлила, месила бетон и варила арматуру. При взгляде на это вавилонское столпотворение закрадывались подозрения, что «через четыре года здесь будет город-сад», а уфимцы, стесненные жилищными проблемами, все переберутся сюда жить.
Электробытовая техника была определена в ремонт, а проблему было нужно как-то решать. Результатом раздумий стало приобретение нескольких стабилизаторов напряжения. Набирая ПИН-код на терминале в кассе, я в который раз философски думал, что ничто в мире не стоит так дорого, как свобода.
Но в электрических сетях тоже оказались люди понимающие, и время от времени, чтобы минимизировать урон, наносимый высоким напряжением, они вообще отключали электричество. Говорят, что меняли кабель. Было в этом много как отрицательного, так и позитивного — когда вырубался компьютер, я, ворча, выбирался во двор, а там всегда находилась какая-нибудь, да работа. Это были еще те блаженные времена, когда казалось, что однажды наступит день, и я переделаю ее всю.
Отдельной темой оказалось питьевая вода. У нас в доме была своя скважина, но вода в ней истошно пахла пластмассой, из которой были изготовлены трубы. Я вообще, честно говоря, не знаю, для чего их делали пахучими. Может быть, по такому же принципу, когда что-то подмешивают в газ, чтобы обнаружить утечку? Набралась полная ванна воды, а ты уже по запаху знаешь! Более опытные бывшие горожане, пожившие здесь, посоветовали прогнать как можно больше воды из скважины и слить ее. Наполнение находящегося на задах озера проблему решило, но тут же вылезла еще одна — вода оказалась очень жесткой и для питья годилась лишь условно. Из федоровской воды можно было лепить кирпичи, и каждое кипячение чайника давало накипь на полпальца. Но человек, как известно, жизнь коротает в борьбе, и мы не сдались. Сначала мы прибегли к заказу воды из города. Потом стали более ушлыми и нашли в ближайшей деревне Нагаево воду в два раза дешевле. Ее там просто наливали в киоске. Но двигатели прогресса не только лень, но и извечная жаба, которая душит. Следующим шагом эволюции стало обретение информации о наличии близ Акбердино родника. Вода там была совсем бесплатной.
В следующей части я попытаюсь рассказать, как месяц мы жили без газа, ТВ, решали проблему с вывозом мусора, интернета, а также боролись с вылезающими тут и там строительными косяками, пытаясь при этом заполучить строителей. Ну и еще, что вспомню.