Богиня истории Клио учит, что прошлого забывать нельзя. А надо передавать опыт и знания своим потомкам. Не случайно древние греки признавали ее наставницей жизни. Она показывает ошибки прошлого, учит не повторять их в будущем, понимать все, что творится в мире.
Верный помощник истории — музеи. Казалось бы, ведомственный — полицейский, представляет интерес лишь для узкого круга посетителей. Но в том-то и дело, что его экспонаты — символ нового времени, когда деятельность органов внутренних дел стала открытой для широкого публичного доступа. Музей полиции МВД по Республике Башкортостан хранит исторические источники, изучает их и показывает всем желающим.
— Невозможно сухо рассказывать о наших экспонатах. Мы стремимся честно представить суровые будни людей, стоящих на страже порядка в республике. Здесь очень интересные судьбы. О них хочется узнавать все больше, а потом представлять нашим экскурсантам, — говорит методист культурного центра МВД республики Разалина Лукманова. — В музее две тысячи основных экспонатов, не считая фото, газетных материалов.
Музей МВД по РБ открыт в 1982 году, экспонатами помогал весь Советский Союз. Сегодня музей по-прежнему находится в Уфе на улице Крупской, 7. Он стал центром эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел, особенно молодого поколения, а также местом встречи и общения ветеранов. Посетить его может любой желающий, любопытствующие школьники особенно рады всякого рода оружию, представленному во всех четырех залах, да и образцы форменного обмундирования неизменно вызывают у них много вопросов.
Особые чувства вызывает зал Памяти, здесь назван каждый из 109 сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей. С фотографий героев смотрят нас чаще всего совсем молодые лица — у них была опасная служба, такой она и остается. Хранится орден Мужества, его передала в дар жена погибшего помощника участкового уполномоченного Стерлитамакского района Алмаза Шамсутдинова.
Начальник музея — молодой, подвижный человек Михаил Бекасов.
— Когда вглядываешься в глаза тех, кто приходит к нам, особенно детей, чувствуешь, как им интересно. Музейные истории не только познавательные, они воспитывают достойных людей, создателей лучшей жизни и ее защитников. Тот, кто знает историю, любит свою Родину, с уважением относится к другим людям, — говорит Михаил.
Предвоенный и военный разделы музея заслуживают отдельного разговора. Мало кто знает, что в первые же дни войны две трети сотрудников милиции вступили в ряды Красной армии, вернулись не все. В музее хранятся исторические фотографии тех лет, боевые награды бойцов-милиционеров, их личное оружие.
Самый старый экспонат музея — это инструкция стрелка, датируемая 1917 годом. Выставлен и уголовный кодекс 1926 года, весь в хитросплетениях арабской вязи, поэтому пожилая владелица книги долгие года и принимала ее за Коран.
В стране были и тяжелые периоды репрессий, эти годы омрачены развернувшейся широкой компанией «по борьбе со шпионами, вредителями, диверсантами всех мастей», вылившейся в массовые операции против «врагов народа». В музее истории полиции есть экспонаты, которые наглядно свидетельствуют о тех зловещих днях разгула произвола. Вот фотографии 18 первых наркомов, из них 10 подвергались репрессиям, как правило, расстреляны.
Стенд, посвященный памяти одного из первых милиционеров Уфы Ягофара Мустафина. В рабоче-крестьянскую милицию вступил в 1925 году, с тех пор до конца своих дней вел тревожную, полную опасности жизнь. В личном деле не свойственные казенщине тех лет определения «самородок», «уникальный». За раскрытия опасных преступлений награждался оружием, дефицитными в те времена штанами, в 1937 году ему вручен орден Красного знамени.
Одно появление на улице крепкой фигуры Ягофара в неизменно белой форме вызывало ужас у одних и уважение у других. В доме у бандита по кличке Исмай на Кооперативной поляне застрелил старшего лейтенанта милиции человек, представивший партбилет. Ценность документа в те времена была столь высока, что опытный Ягофар растерялся, секундным замешательством и воспользовался убийца. Дочери милиционера более 70 лет на двоих отдали службе в органах внутренних дел.
Копии фотографий почти вековой давности — бандиты на скамье подсудимых, лица кажутся зловещими. Сотрудниками милиции в 1920-х годах на территории Уфимской губернии ликвидированы 16 крупных вооруженных банд и более 300 бандитов. Серьезную опасность в республике в 1920-1930-е годы представляли активно действовавшие банды «Мишки–Калинки» из шести человек и «Шарипки» из восьми человек, в Уфе бесчинствовала банда Калмыкова. Некоторые главари шаек из-за малочисленности сотрудников уголовного розыска, их неподготовленности к сложной службе в органах внутренних дел долгое время были неуловимыми.
В 1926 году, сбежав из мест заключения, некто Мухамадеев сколотил банду из 27 человек. Вскоре в милицию Уфы, Уфимского и Бирского кантонов стали поступать сообщения о ночных разбоях, сорванных замках и убийствах. Бандой совершено свыше 80 нападений, в которых убито семь человек. В марте 1928 года удалось установить ее адрес и задержать главаря.
В 1933 году в Архангельском и соседних с ним районах действовала банда некоего «Сороковика» (Сороковикова). Она нападала на сотрудников милиции, активистов сельских Советов, грабила магазины и государственные учреждения, всячески препятствовала коллективизации. Для ликвидации банды была направлена оперативная группа во главе с оперуполномоченным уголовного розыска Архангельского РО НКВД БАССР Александром Поляковым. Поляков во время преследования главаря был смертельно ранен.
С бандитизмом в целом покончено к концу 1935 года. Наступившее после этого некоторое затишье стало для милиции периодом организационного укрепления и стабилизации деятельности.
Много оружия, немецкого, самодельного, украденного советского, гуляло среди преступников в годы войны. Изымалось милиционерами немало, есть оно и в экспозиции музея. Это тяжелейшее время для сотрудников милиции. Наружная служба, уголовный розыск и БХСС переведены на двухсменный режим работы с отменой отпусков. К основным ее функциям — охране общественного порядка, борьбе с преступностью, обеспечению безопасности на дорогах, поддержанию паспортного режима — добавились задачи военного времени, в их числе борьба с дезертирами, мародерами и провокаторами.
Более свежие экспонаты безмолвно и точно отражают непростые пути изменения правоохранительной системы. Меняется структура милиции, ее задачи, под могучим влиянием Коммунистической партии Советского Союза прослеживается политическая тенденция к демократизации функций. Так, в партийных документах и правовых актах конца 50-х - середины 60-х годов ярко отразилась линия государства по приобщению масс к охране правопорядка в формах добровольных народных дружин, товарищеских судов, внештатных сотрудников, общественных инспекторов, общественных Советов при детских комнатах милиции и других.
В 70-е годы тяжкие преступления в стране были достаточно редки и становились предметом обязательного обсуждения на совещаниях и коллегиях МВД. На раскрытие и предупреждение преступлений мобилизовывались как силы милиции, так и общественные формирования.
Начавшаяся государственная политика перестройки советского строя внесла существенные изменения и в деятельность органов внутренних дел. Политические изменения в стране повлекли известную дестабилизацию кадров милиции. Усилилась криминализация многих сфер жизни, проявились новые ростки организованной преступности, возросло количество преступлений с использованием оружия и взрывчатых веществ. Резко возросли правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических веществ. Образовано отделение по борьбе с наркобизнесом, появилась необходимость создания специальных подразделений милиции особого назначения (ОМОН), которые стали ответным ударом государства по валу преступности, захлестнувшему в те годы страну.
В конце 90-х - начале 2000-х годов существенно изменилась структура органов внутренних дел страны: из нее вышли уголовно-исполнительная система и противопожарная служба.
Неизменный интерес вызывает у посетителей информация, посвященная деятельности правоохранительных органов на современном этапе — о нелегкой и самоотверженной работе сотрудников уголовного розыска, экспертов-криминалистов, транспортной полиции, ГИБДД, ОМОН, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и других служб. С образованием независимых государств на бывшем постсоветском пространстве, органы внутренних дел России прошли новый этап своей истории. К проблемам формирования новой политической системы присоединились вновь открывшиеся проблемы борьбы с общеуголовной преступностью, и, в первую очередь, ее организованными формами. Четко обозначились вопросы борьбы с межрегиональной и трансграничной преступностью.
— История жизни тысяч выдающихся или безвестных сотрудников башкирской милиции является богатым опытом предыдущих поколений. Она учит нас отношению к своей службе, обществу, показывает, как стражи порядка добивались справедливости. Изучая прошлое, мы учимся понимать настоящее, стало быть, улучшаем будущее, — уверяет Михаил Бекасов. — Наша музейная работа никогда не будет скучной.
Невозможно передать все впечатления, что оставляет музей после его посещения. Надо самим побывать, увидеть и впитать неповторимую ауру событий, которые бережно восстановлены офицерами полиции музея.
Во всех органах и подразделениях внутренних дел республики созданы музеи, стенды, посвященные истории полиции, памяти сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей. С ними делится экспонатами центральный музей. А недавно он получил высокую оценку правительства России — награжден Почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан РФ».