Подростки пошли на каток и не вернулись, школьница не пришла домой после уроков — сегодня дети исчезают средь бела дня даже с «режимных» объектов — из садиков. Конечно, каждый такой случай бередит родительскую душу, заставляет задуматься, но как-то на минутку, не всерьез — ведь, слава Богу, тебя не коснулось. Некоторые вообще этой темы избегают, мол, не надо о грустном, и не буди лиха, пока оно тихо. До недавних пор и я особенно не заморачивалась и даже решила, что в этом учебном году дочь-третьеклассница наконец-то начнет ходить в школу без провожатых, тем более что некоторые ее одноклассники уже с первого класса показывают в этом вопросе чудеса самостоятельности.
Перейти на новый этап взросления ребенку не дал телесюжет, поразивший до глубины души. Зацепила заставка, в которой говорилось, что каждые полчаса в России пропадает несовершеннолетний, каждые шесть часов — ребенок, которого уже никогда не найдут. Звучало жутковато, но как-то сомнительно — очень уж страшная картина вырисовывалась: ежедневно, когда ты завтракаешь, спишь, сидишь за компьютером, у кого-то пропадает ребенок... Мой мозг отказывался принимать ТАКОЕ к сведению — он решил списать все на страсть журналистов центральных каналов к дешевым сенсациям и пресловутую борьбу за эфиры. Однако предложенный журналистами эксперимент, думаю, шокировал и сомневающихся, и моралистов, трубящих о том, что, чем нагнетать, лучше бы «оне» детей правильно воспитывали.
Итак, место действия — детская площадка в городском парке, участники — дети до десяти лет и психолог, который должен правдами-неправдами выманить их с площадки. Причем, задание это на скорость! Родители издали наблюдают за процессом.
Буквально несколько слов невзрачного незнакомого дядьки и девятилетняя Катя берет его за руку и преспокойно уходит не только с площадки, но и за ворота парка. Уже на пути к машине «похитителя» девчонку догоняет шокированная мать. «Как ты могла! Ведь я же тебя предупреждала!» — в ответ на слова родительницы девочка лишь виновато улыбается: и правда, как она могла?
Пары минут хватило, чтобы увести с площадки сразу двух восьмилетних девчушек. В общем, в течение часа психолог без малейших проблем «похитил» девятерых из десяти детей. Нашелся только один «стойкий оловянный солдатик», который не поддался искусителю, «потому что маме слово дал». Но в таком контексте как-то не обнадеживает: подавляющее большинство детей, по словам родителей, в вопросах Совбеза прекрасно подкованных, не могут устоять перед коварством взрослых.
Что за волшебные слова нашептывал психолог глупышам, которых родным родителям, несмотря на их великие хитрости, не всегда удается увести с прогулки без скандала? А, главное, как быть родителям в такой ситуации? Отставить все дела, потому что самое главное дело родителя — ребенок? Встречать, провожать, следить, не отпускать… И доколе? Не даст ли это обратного эффекта — великовозрастной инфантильности? А, может, и Бог с ней, с инфантильностью — жизнь дороже…
13-летнюю дочку моей знакомой до сих пор провожает в школу бабушка. Проходит это в оригинальной форме: девочка идет впереди, бабушка следом, стараясь держаться на расстоянии, но так, чтобы внучка была в поле зрения. А все потому, что девочке-подростку попросту стыдно, что ее, единственную в классе, все еще водят в школу…
Как ни прискорбно, избавить мир от маньяков и моральных уродов мы не можем, да и, сколько за ребенком не следи, таких понятий, как судьба, случайность, злой рок, если хотите, никто не отменял. То, что, по мнению психологов, действительно под силу родителям — уменьшить риски. В этом деле лучше, что называется, перебдеть.
Специалисты считают, что большей опасности подвергаются воспитанные и послушные дети, которые, в отличие от строптивых собратьев, привыкли слушаться старших. Заложник хорошего воспитания не сможет отказать в просьбе показать дорогу к ближайшему магазину, помочь найти пропавшего щенка. Конфетами современных детей не заманишь, но когда «приятный во всех отношениях дядя» предлагает отдать «за ненадобностью» сотовый или компьютерную игрушку… Доверие ребенка вызывает обращение по имени — достаточно покрутиться немного возле детской площадки, чтобы узнать имена играющих детей. Преступник может прикинуться проводящим опрос журналистом, дальним родственником и даже милиционером. Поэтому психологи и советуют родителям запретить детям вступать в контакт с любыми незнакомцами, даже если они одеты в милицейскую форму или одежду медика.
«Нет» — запугиванию, не надо показывать ребенку свою тревогу! «Да» — отработке формулы общения с незнакомыми людьми. Страх родителей за своих детей сродни животному, но, по мнению психологов, к тому времени, как чадо достигнет возраста девяти-десяти лет, опеку над ним просто необходимо умерить. Именно в этом возрасте ребенок уже может нести ответственность за свои поступки и, лишая его самостоятельности, взрослые порождают безответственность. Приучать к самостоятельности можно, только постепенно добавляя зоны ответственности. Взять, к примеру, дорогу в школу и из школы: начните встречать ребенка не у входа в школу, как раньше, а на расстоянии 200 метров, потом 400 метров от нее. Наблюдайте, как ребенок справляется, хвалите и усложняйте «задание». Да, на определенном этапе необходимо водить ребенка «за ручку», учить, казалось бы, мелочам — тем больше надежды на то, что в определенной ситуации ребенок применит отработанный алгоритм действий.