Недавно из международного военно-исторического лагеря в Калужской области «Западный фронт», куда съехались поисковики из России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Узбекистана, вернулась делегация Башкирии. Впервые за историю поискового движения в России в нем участвовали инвалиды. Поехать отважились Артур Гараев из Кумертау, Юрий Тукмаков из Мелеуза и Максим Федоров из Стерлитамака.
— Это пробная попытка привлечь к раскопкам людей с ограниченными возможностями. Мы думаем, это поможет максимальной социальной, психологической и физической адаптации, — отметил руководитель Башкортостанского отделения общественной организации «Поисковое движение России» Владимир Волков.
Я поговорила с ребятами, побывавшими там, где в январе 1942 — марте 1943 годов у деревни Зайцева гора шли затяжные бои за высоту 269,8.
Артем Гараев героически преодолевал боль от сильно натиравшего протеза, но старался работать со всеми.
— Началось с того, что на турслете в Нуримановском районе поисковик Гафуан Хафизов рассказал нам о поисковых группах, выложил снаряды, патроны, элементы амуниции.
Поисковик Лариса Человенко и главный поисковик Башкирии Ильдар Бикбаев показали, как поднятых бойцов ищут в электроархиве Минобороны ОБД Мемориал — с какого полка солдат, откуда призван, домашний адрес. И даже находят их сегодня живущих родственников! Которые, оказывается, помнят, берегут их фото, но уже не надеялись найти!
— Хотите с нами?
Мы и загорелись. Но с командирами договорились: никаких поблажек.
Сами волновались, когда ехали в Калужскую область, как справимся.
Добрались до урочища «Зайцева гора», увидели окопы, где бои шли. Сразу нашли две пули, пошли с металлоискателем — обнаружили много гильз. Опытные ребята определили — немецкие. Нашли два снаряда, личные вещи солдат, патроны...
Представляете, 106 бойцов перезахоронили. (Ну, это результат работы всех отрядов лагеря.) Все верховые, в 10-
Вернулся домой немного другим. Пошел забирать ребенка из детсада, там сыну говорят: «Ну, молодец твой папа!»
Вот теперь в клуб наш хочу отдать «трофеи» свои. «Ну-кась, мне полочку выделите — вот осколки снарядов, пули, штык». Хочу ребятам нашим в обществе инвалидов рассказать. Чтоб дома не сидели. А то у большинства один маршрут: дом — клуб.
— В следующий поисковой сезон поедешь?
— Конечно! Если позовут. Маршрут другой — Волховский фронт. Синявино, там шли затяжные бои...
К сожалению, с Максимом Федоровым мне поговорить не удалось, и я попросила рассказать о нем командира отряда Владимира Волкова.
— Несмотря на ДЦП, Максим оказался физически крепким, он занимается в спортивных секциях инвалидов. Старался первым придти к цели, да ещё брал у кого-то из рук лопату, груз какой-нибудь, не боялся расстояний. Если наши «ветераны» оставались обедать в лесу, он возвращался в лагерную кухню и обратно, проходя за день по 15-
— Многое поняли о войне. Приехали — обычный вроде лес. Грибник будет ходить и невдомек ему, что тут или там солдат лежит. Меня поразило, что ни одного целого солдата: сильно бомбили те места. Там понимаешь, как шел бой, что такое война. Дождь, снег, болота, а солдаты под открытым небом, и не скажешь, что устал, принимаешь бой. Бежишь на немецкий пулемет, гнездо.
— Что нового в себе открыл?
— Как надо уметь терпеть. Психика у них была более устойчивая. Думаю, современные с ума сойдут, психика не выдержит. Потому с таким уважением с двумя генералами разговаривали. Один из них Герой Советского Союза, освобождал эту территорию.
— Если позовут, еще поедешь?
— Да. Конечно! «Трофеи» в музей школы №4 отнесу. Ребятам расскажу.
— Что ещё незабываемо?
— О-о! Первый день — как комаров кормили! Я ещё наскоро оделся. А Артем и Максим ничего не накинули — жарко. Да и не терпится скорей поиски начать. А остальные-то опытные — мазью мазались, москитные сетки готовили. А мы трое, не вытерпев, сказали: «Ну что вы там возитесь?» — и ушли вперед. Волков нам: «Куда вы? Вот мазь!» А мы ушли.
Пришли — а там крапива в рост. Чуть остановимся, комары набрасываются. Мы там такой темп взяли! Нам говорят: «Отдохните!» «Какой отдыхать, нас комары сожрут!»
Я скучаю теперь по тем, с кем познакомился. Хочется собраться вместе. Снова у костра посидеть...
Из разговора с командиром отряда Башкирии Владимиром Волковым:
— Все трое ребят занимаются в спортивных секциях для инвалидов, что помогло им перенести непростые условия. Говоришь: «Сядь. Отдохни». А они: «Что мне сидеть, дел столько».
На торжественном закрытии лагеря представитель Российского военно-патриотического общества Денис Садовников, ответсекретарь поискового движения России Елена Цунаева поблагодарили делегацию Башкирии за работу и за то, что привезли инвалидов, доказав, что поисковое движение доступно многим.
Эта экспедиция была образцово-показательной, все узнали много нового. Павших в боях солдат поднимали по требованиям археологии: с линейкой и компасом, указанием сторон света, почвы, фиксацией всего найденного материала. С нами работал антрополог. Каждый боец, по возможности, был предан земле отдельно, с заделом на будущее...
— Для генетической экспертизы?
— Да, совершенно верно! Скоро придет время качественно других поисков.
P.S. Максима Федорова и Артема Гараева ждал сюрприз. Перед возвращением домой им посчастливилось побывать на потрясающем зрелище — на чемпионате мира по танковому биатлону в Москве.