Недавно мой знакомый, назовем его Юрой Колесниковым, получил два письма интересного содержания. Одно из них на ломаном русском гласило, что моему другу повезло — он может унаследовать восемь миллионов евро:
«Мои имена Барр Уильям Ахмед, адвокат и консультант. Я хочу просить вашей помощи, которые будут представлены в качестве наследника моего покойного клиента Василия Колесникова, так как вы иностранец, и только иностранец может претендовать на это наследство, и я вынужден это сделать, потому что я не хотел бы, чтобы банк передал деньги моего клиента 17,5 миллиона евро в казну в качестве невостребованного наследования».
Вкратце суть письма состояла в том, что за границей в автокатастрофе погиб то ли родственник, то ли однофамилец моего друга — магнат Василий Колесников. При этом у погибшего магната не осталось прямых наследников (в связи с чем адвокат и занимался поисками бенефициара).
«Неважно, являетесь ли вы родственниками или нет, у вас реальная возможность получить эти деньги! Единственное условие — поделим наследство 50 на 50», — призывал в письме адвокат. — «Предлагаю сделку — я решаю все вопросы с документами, а от вас потребуется немного: ваше имя, дата рождения, контактный адрес, телефон, факс, семейное положение и род занятий».
Здесь стоит отметить, что мысль мгновенно разбогатеть показалась Юрию очень заманчивой, несмотря на аналитический склад ума и высшее образование. Но эйфория длилась недолго, пока он не прочитал второе письмо — оно было еще чуднее предыдущего. На этот раз моему другу писал некто Чарлз О’Брайен, банковский служащий из республики Того.
«Дорогой друг! Спешу сообщить, что клиент нашего банка, Дима Колесников, скончался в автокатастрофе вместе со всей своей семьей, оставив наследство в размере 6,8 миллиона долларов. В поисках наследников, исследуя генеалогическое дерево господина Димы, я наткнулся на ваш контакт. В связи с тем, что у вас одинаковая фамилия с погибшим, закон позволяет подать иск, даже если вы не связаны кровными узами. Как внутренний аудитор счета погибшего клиента, я могу передать деньги на любой из ваших надежных банковских счетов. От вас требуется только четко следовать моим рекомендациям. Свяжитесь, пожалуйста, со мной для уточнения всех данных».
В письме оба отправителя настаивали на конфиденциальности сделки, а также попросили завести для переписки отдельный е-мейл. Правда, О’Брайен оказался чуть скромнее, и попросил лишь 40 процентов от наследства.
Итак, два богатых иностранца почти одновременно скончались где-то за границей, чтобы осчастливить Юрия многомиллионным состоянием. Поверить в это можно было с трудом, и Юра решил рассказать о подозрительных письмах своим друзьям, в том числе и мне. После чего мы совместно занялись исследованием проблемы.
Первым делом — конечно же, в интернет. И природа столь странных посланий тут же открывается.
«Нигерийские письма — один из распространенных видов интернет-мошенничества. Как правило, в таких письмах мошенники просят вас поучаствовать в крупных денежных операциях, обещая солидные проценты с сумм. Если вы соглашаетесь участвовать, у вас постепенно выманиваются все более крупные суммы денег якобы на оформление сделок, уплату сборов, взятки чиновникам и т. п. Письма названы так потому, что особое распространение этот вид мошенничества получил в Нигерии, причем еще до популяризации интернета, когда такие письма распространялись по обычной почте. На сегодня нигерийские письма приходят не только из африканских стран, но и из Великобритании, США, России и др.».
Как же происходит электронное мошенничество? Чтобы это понять, я решила от имени Юры пообщаться с одним из отправителей.
«How are you doing today?» — беспокоился псевдоЧарлз. — «I don't understand why you decided to be silent? I hope you received my message which I sent to you?» Это означало «Я ждал письма от вас давно и не понимаю, почему вы решили молчать? Надеюсь, вы получили мое письмо»?
Успокоив мошенника, я попросила у него дополнительные доказательства. В ответ О’Брайен прислал скан своего паспорта. С экрана монитора на меня глядела добродушная коричневая физиономия, которая, судя по всему, должна была вызывать приступ доверчивости у потенциальной жертвы.
Затем следовали все новые и новые письма, целью которых было усыпить бдительность Юрия и заставить поверить в кристальную честность Чарлза О’Брайена. Так, например, я узнала, что г-ну Чарльзу 56 лет, он работает клерком в течение многих лет, женат, имеет двоих детей. Более того, житель республики Того даже сообщил свои адрес и телефон.
Иногда, в силу занятости, я забывала ответить, и тогда на почту приходило сразу несколько настойчивых посланий: «Друг мой, как вы поживаете? Очень жду вашего ответа!»
В итоге наступил такой момент, когда любое промедление уже казалось подозрительным. Я ответила липовому Чарлзу, что доказательства меня убедили и можно уже приступать к делу. «Теперь пришлите мне фото вашего загранпаспорта, а также данные банковского счета!» — затребовал О’Брайен. На этом наша переписка и закончилась — отправлять сканы документов не входило в мои планы.
Что бы произошло, если бы я согласилась? Примерно следующее. Мошенник сделал бы вид, что хочет перевести денежные средства. Но прежде потребовал бы оплатить накладные расходы — к примеру, долларов 7-10 (копейки же, по сравнению с многомиллионной прибылью)! Затем О’Брайен попросил бы еще долларов 100 или 200. После — сообщил бы, что «все практически готово, но нужно лишь оплатить еще пару тысяч долларов». И так — пока не наступит прозрение у жертвы обмана.
К сожалению, несмотря на простоту метода, до сих пор на эти махинации попадаются множество людей. Почему? Первое — психологический момент. Многие люди склонны верить в удачу и возможность быстрого обогащения. Увидев сумму с шестью нулями, люди впадают в ступор, их мышление парализуется, а логика временно отключается. Играют роль и намеки на конфиденциальность, конспирацию — человеку внушают, что ему крайне повезло, и единственное, что от него требуется — молчать о своей неслыханной удаче. Второй момент — убедительные доказательства. Зачастую у авторов нигерийских писем имеется сеть офисов, работающий факс, собственные сайты. Так, например, мошенники могут перенаправить вас на сайт банка, где можно ознакомиться с содержимым банковского счета безвременно почившего миллионера (впоследствии сайт оказывается поддельным). Третий момент — доверительность общения. За время переписки жертва и мошенник становятся практически «друзьями».
И наконец, четвертый момент — тематика писем более чем разнообразна. Вы можете получить не только сообщение о крупном наследстве, но и информацию о выигрыше в лотерею, любовное письмо от американского полковника с добрыми глазами (обычно такие письма получают женщины на сайтах знакомств) и т.д. и т.п. Кроме того, король какого-нибудь мелкого государства, политик или мятежный повстанец, у которого проблемы с законом, может попросить вас помочь в обналичивании денежных средств. Специалисты советуют ни в коем случае не отвечать на такие письма, — их лучше всего сразу стирать. А также — не оставлять свои личные данные на просторах интернета. Так, например, несостоявшийся наследник Юра Колесников никак не мог понять, откуда мошенники выяснили его фамилию. Но затем вспомнил, что на одном из сайтов в интернете оставлял рекламу с указанием своего электронного ящика и ФИО.