«Радио? Да кому сейчас нужно радио?» — говорил персонаж Джима Керри в комедии, вышедшей на экраны лет 20 назад. Оно, конечно, сейчас к услугам любителей музыки неимоверное количество всяких USB-носителей, внешних жестких дисков, планшетных компьютеров и прочих смартфонов. Можно «легким движением руки» создать собственное музыкальное настроение и ритм каждого дня. Нет необходимости внимать жизнерадостному диджею, сообщающему, что «…а следующие несколько музыкальных минут скрасит группа Eagles с композицией «Hotel California». Впрочем, музыкальные радиостанции все же бывают полезны. Они продолжают существовать и порой служат источником вдохновения для авторов всевозможных пародий и кинокомедий. Можно вспомнить, к примеру, популярный российский фильм «День радио».
«Общественная электрогазета» пообщалась с режиссером нового экспериментального фильма, посвященного ярким, самобытным и необыкновенно талантливым монстрам и динозаврам развлекательного радиоэфира. Михаил Медведский — житель Уфы, работает в СМИ в качестве литературного редактора. Пишет стихи, пьесы и киносценарии. Любимое направление в драматургии — театр абсурда. Любимые литературные произведения — пьеса «В ожидании Годо», а также романы «Идиот» и «Хроники Заводной Птицы». Является поклонником джаза вообще и творчества контрабасиста Рона Картера в частности.
— Михаил, расскажите о главной идее проекта «Самое Лучшее Радио».
— В видеоинсталляции «Самое Лучшее Радио» смонтированы некоторые фрагменты, из которых составлена окружающая нас реальность.
Это значимые и важные элементы и символы в жизни любого человека, обитающего в большом мегаполисе. Диджеи в эфире музыкальной радиостанции, которые выдают такие словесные импровизации, что порой может создаться впечатление — у микрофона выступает человек, находящийся в измененном состоянии сознания. Коты, гигантские рекламные экраны, манекены. Это как бы такой абсурдистский коллаж из разного рода звуков и зрительных образов — наша ежедневная реальность. Это попытка рассмотреть каждый из ее фрагментов как своеобразный и в каком-то смысле уникальный арт-объект.
— Вы, вероятно, иронизируете. Может ли какой-нибудь обыкновенный кот восприниматься как арт-объект?
— Вне всякого сомнения. Вот, к примеру, вспомните — крошечный полосатый котенок в фильме «Отпуск в сентябре» по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота» — персонаж, показывающий всю бессмысленность жизни главного героя. Зверь очень убедительно играет. Он, можно сказать, живет в кадре.
— Складывается впечатление, что ведущие, которых мы слышим за кадром в фильме «Самое Лучшее Радио», тоже каким-то образом связаны с темой бессмысленности человеческого существования.
— Безусловно, связаны, но не в большей степени, чем персонажи телевизионных «мыльных опер» или рекламы бульонных кубиков. Или какие-нибудь носороги на канале National Geografic.
— Что можно увидеть в списке ваших любимых фильмов?
— Например, «Аватар» и «Терминатор 2». Чрезвычайно интересно наблюдать за приключениями синих котообразных инопланетян. Трудно забыть выражение лица Терминатора, который идет навстречу бойцам спецназа, а они стреляют в него из автоматов. Кроме того, мне представляются интересными фильм «Операция «Ы» и сериал «Маппет-шоу» в русском переводе 1990 года. Правда диалогов, характеров, интонаций. Если этого нет — едва ли киноистория или телевизионный проект будут восприняты умом и сердцем.
— Как возник замысел создать проект «Самое Лучшее Радио»? Что явилось основным импульсом?
— Я просто увидел некоторые российские масштабные проекты в области кинематографа. Я был поражен ими до глубины души. Собственно, ими в значительной степени и была вдохновлена видеоинсталляция «Самое Лучшее Радио». Их авторы ведь тоже создают свой собственный иллюзорный мир, населяют его какими-то странными персонажами. Нельзя не отметить, например, биографическую картину, рассказывающую об одном эпизоде из жизни гениального поэта, автора и исполнителя песен Владимира Высоцкого. Безусловно, критиковать этот фильм и осыпать укоризнами автора сценария — абсолютно бессмысленно. Как справедливо замечено, красота — в глазах смотрящего. Данное кинопроизведение прекрасно тем, что не имеет ни малейшего отношения к реальному человеку, о котором в нем рассказывается. Всего лишь внимательно прочитайте последнее стихотворение Владимира Высоцкого, посвященное Марине Влади, где есть строчка: «Я жив, двенадцать лет тобой храним», и все будет понятно. Не стоит забывать об одном небольшом нюансе: человек и его посмертная маска — это не одно и то же. Хотя авторы фильма пытаются с этим полемизировать.
— Следует ли из всего рассказанного вами о вашем киноэксперименте, что проект «Самое Лучшее Радио» претендует на то, чтобы быть неким уникальным художественным высказыванием, неким эксклюзивным креативом?
— Я бы не стал утверждать ничего подобного. Монтаж реальности и попытки ее осмыслить, как известно почтеннейшей публике и уважаемым читателям, бывают очень разными. И каждая точка зрения имеет право на существование. Проект не претендует на какое-то уникальное эксклюзивное и креативное осмысление, он показывает только какую-то часть бесконечного лабиринта отражений, той голограммы, где нам всем приходится обитать. «Мир — это фильм, снятый людьми», — написал однажды Джим Моррисон. Ну что ж, нет оснований сомневаться в этом утверждении. Как гласит американская народная мудрость: хочешь быть Джоном Малковичем — будь им. Словом, «Самое Лучшее Радио» — это праздник, который всегда с тобой.