Уфимцы Виталий Николаев и Вадим Нуриджанов — охотники. Но охотиться они предпочитают не в одиночку. На охоте их неизменно сопровождают верные друзья — ирландский сеттер Крис и английский сеттер Дана. А все потому, что Виталий и Вадим — поклонники самого аристократичного хобби — охоты с легавыми собаками.
— Легавые собаки используются для охоты на пернатую дичь, — объясняет Виталий Николаев. — От своих сородичей легавые отличаются тем, что умеют работать со стойкой. Стойка — особый физиологический процесс, происходящий с собакой, заметившей добычу. Это, по сути, процесс перевозбуждения, который трансформируется в процесс резкого торможения. Собака, заметив дичь, не прыгает, а замирает на месте в особой позе. Таким образом собака указывает хозяину на близкое расположение птицы. По особой команде собака «поднимает» птицу, после чего следует выстрел.
Легавых собак характеризуют очень острый нюх, ловкость, быстрота и дружелюбие к людям.
Изначально охота с легавыми собаками зародилась в Великобритании и Европе. У каждого вида легавых собак свои породные особенности. Существуют островные легавые и континентальные легавые. Островные легавые — это пойнтеры, английские сеттеры и ирландские сеттеры. Континентальные — курцхаар, дратхаар. Впервые в Россию попали именно островные легавые — пойнтеры и сеттеры. Это произошло в середине XIX — начале XX века. После чего охота с легавыми стала очень популярной в определенных слоях населения. Можно сказать, что русские охотники стали продолжателями этого достойного дела.
У хозяина английского сеттера Даны Вадима Нуриджанова «охотничье хобби» появилось относительно недавно — пять лет назад.
Виталий Николаев — охотник в пятом поколении, его охотничий стаж составляет 24 года.
— Все мои предки — отец, дед, прадед — держали сеттеров, — говорит Виталий. — Сейчас у меня ирландский красный сеттер, его зовут Крис.
Надо сказать, что сеттеры в большей степени, нежели другие легавые, отличаются сообразительностью, громадным желанием работать и безграничной лояльностью к человеку.
Дрессировка начинается с момента появления собаки в доме. Сначала собака проходит стандартный ОКД (общий курс дрессировки). Устойчивая психика является одной из основ воспитания при охоте с легавыми. Затем начинается «натаска» в поле, длящаяся до трех месяцев. Когда у молодой собаки впервые получается стойка — это огромная радость для обоих — и собаки, и хозяина.
— Затратно ли наше хобби? Конечно. Но все это все окупается теми эмоциями, которые приносит охота, — рассказывает Вадим. — При этом важна не поимка дичи, а сам процесс общения с собакой. Собака интуитивно, на генетическом уровне знает о своем предназначении. Заметив, что хозяин собрался на охоту, она приходит в восторг, вся «кипит и бурлит». И эта страсть передается и хозяину. Вся цель охоты с легавыми — это именно общение с собакой. Именно оно приносит чувство удовлетворения.
И действительно, Дана и Крис — невероятно энергичные, позитивные и добродушные животные. Магию общения с островными легавыми команда «Электрогазеты» ощутила на себе. Их можно трепать и гладить по шелковистой шерсти сколько угодно, а позитива и азарта этих собак хватит, наверное, на целую команду охотников! Пока журналисты делали по полю несколько шагов, Крис и Дана успевали пробежать вокруг нас два-три раза.
— Если рассказывать о процессе охоты чуть подробнее, то сначала собака «причуивает» запах птицы, — объясняет Вадим. — Заметить это очень просто. Собака сходит с параллели и начинает вилять — значит, пошло «причуивание». Далее — стойка, подводка к добыче и (по команде) вспугивание птицы. Опытный охотник, увидев стойку собаки, почти наверняка знает, на каком расстоянии находится дичь и даже примерно определяет ее местоположение.
Добыча птицы — эта та логическая точка, которую нужно поставить в охоте. Не будешь добывать птицу — собака будет относиться к охоте как к прогулке.
— Впрочем, охота с легавыми тем и хороша, что у охотника есть выбор. Можно не стрелять, а просто поднять птицу на крыло и посмотреть, как она улетает, — говорит Виталий. — В Башкирии мы охотимся на следующие виды дичи — перепел, коростель (полевая дичь), кулик (болотная дичь), тетерев (боровая дичь). Вообще, чем больше задач ты предлагаешь легавой, видоизменяя место охоты, вид дичи, условия ландшафта, тем лучше. И тем быстрее она обучается.
По его словам, для успешной охоты нужно иметь полный контакт с собакой. Правда, случается, что собака, особенно если это альфа-кобель, начинает «работать на себя». То есть размышляет примерно так: «я хорошо отработал и нашел птичку, значит, я могу ее схватить». Это неправильно. Если такое происходит, например, во время состязаний — собака теряет баллы.
На охоте собака делает львиную долю работы — она пробегает примерно в 10 раз больше хозяина. Поэтому ей обязательно нужно давать отдых. Нельзя, чтобы собака перегревалась. Именно поэтому в жаркое время охотиться не рекомендуется.
— Идеальное время для охоты — ранее утро, когда птица всю ночь кормилась или сидела на одном месте, — поясняет Вадим. — Запах достигает максимальной концентрации и лишь слегка «разбавлен» росой. Таким образом, шанс учуять птицу очень велик. Также можно охотиться перед заходом солнца, когда спадает дневная жара. Днем же работа собаки не должна превышать получаса. При температуре выше +30 вообще не стоит выводить легавых на охоту.
Виталий и Вадим занимаются и разведением собак.
— Мы пытаемся содержать поголовье, которое обладает хорошим экстерьером (внешним видом) и может выступать на выставках, а кроме того, сохраняет хорошие рабочие качества, — рассказывают уфимские охотники. — Наши собаки участвуют в испытаниях, состязаниях и выставках. В испытаниях и состязаниях экспертная комиссия оценивает охотничьи качества собаки — например, дальность, с которой она учуивает дичь, скорость, с которой передвигается, стилевые особенности. На выставках же оценивается общий экстерьер. По итогам испытаний и состязаний выдаются дипломы трех степеней. Первая степень (80 баллов и выше) — выдающаяся собака. Получить его тяжело, практически нереально. Диплом II степени (70 баллов и выше) — просто отличный результат. И диплом III степени (60 баллов и выше) означает, что собака работает хорошо, отвечает всем основным требованиям.
Крис и Дана — «уважаемые» собаки с хорошей родословной, обладатели дипломов II степени.
— Конечно же, родословная — определенный гарант кинологической работы, — говорит Виталий. — По результатам родителей на испытаниях и состязаниях можно легко понять, что получится в дальнейшем из их потомства. На сегодня тот задел, который был создан в советские годы в российском собаководстве, пока еще работает. Но, к сожалению, ситуация меняется к худшему. Это связано с экономическими и социальными причинами. Взять хотя бы разделение охотничьих угодий на государственные и частные. В большинстве угодий просто-напросто нельзя охотиться с собаками. Опять же, что такое собака-чемпион? Это не только комплекс генетических качеств от предыдущих поколений, но и работа хозяина (в кинологии — «ведущего»). Щенков от своих собак мы стараемся отдавать охотникам, но где-то две трети щенков все равно уходят «на диван» и становятся просто домашними любимцами. Стоит ли говорить, что рабочие качества собак теряются?
Таким образом, популяризовать этот раздел собаководства становится все труднее. Например, в Уфе сейчас только пять английских сеттеров и 20 ирландских сеттеров.
Легавые собаки — гиперактивные, им постоянно нужно давать задачи для решения, неважно какие. Если хозяин не дает заданий собаке, она находит их сама. Можно сравнить охотничью собаку со школьником, которому не дали четкого задания и предложили позаниматься самостоятельно. Ребенок заскучает и будет развлекаться как может — порежет парту, нарисует что-то на стене… Точно так же дело обстоит и с собакой.
Во время охотничьего сезона Вадим и Виталий выходят на охоту регулярно — дважды в неделю.
— Охота с легавыми считается очень эстетичной, — говорит Виталий. — Поэтому и одежду, и оружие охотник старается подбирать специально под эту охоту. Классикой считается двуствольное оружие с горизонтально спаренным стволом, рукоятью из хорошего дерева, гравировкой. При этом ружье должно быть прикладистым, относительно легким, с хорошим балансом, иметь не очень длинный ствол и широкую осыпь дроби.
Кроме того, свои стрелковые навыки охотники поддерживают на стрелковом стенде.
— Человек, который тренируется, всегда более успешен на охоте, — утверждают наши герои.
К слову, легавые собаки совсем не боятся выстрелов. К громким звукам их приучают с малых лет. Собака воспринимает выстрел как часть работы, более того, каждая легавая собака узнает звук выстрела своего хозяина.
По словам уфимских охотников, их занятие — не просто модное хобби в удовольствие. Это уникальный вид охоты, за которым стоит богатая история и традиции охотничьего собаководства. И на сегодня это направление нуждается в возрождении.