Вчера ночью в моей квартире раздался звонок: поисковики подняли солдата в Калужской области. Солдат лежал в болоте. Все истлело на нем — ватник, сапоги... Сохранились подсумок с патронами, помазок, одна ложка с инициалами Ш.Т. И медальон! Кто он, погибший в жестоких боях?
Эксперт-криминалист Александр Дорошенко совершил чудо. Вкладыш в медальоне был почти прозрачный. На первый взгляд без записей. Эксперт сумел «вытянуть» из того, что было, хоть что-то. И ему удалось разобрать: «Башкирская АССР», «1916», странное слово «Сяси» и лишь приблизительно фамилию. И Алексей Бирюков, нашедший башкирского солдата, прислал его скан в Уфу.
Полночи я сидела с лупой, крутя и так и этак крышку ноутбука, при разной подсветке пытаясь расшифровать выведенные карандашом в промежутке между боями слова — медальон пролежал в болоте 71 год. Место проживания: «Янаульский»..., деревня «Ват...» Опять это непонятное слово «Сяси», фамилия «Шак … сла...», имя «Ш…»
И глубокой ночью в процессе сверки с фамилиями в электронных списках архивов Минобороны, имя солдата вышло на свет божий... Правда, и имя, и фамилия там с ошибками. Вот текст этого документа:
Место рождения: Башкирская АССР, Янаульский р-н, д. Вотская Урада
Дата и место призыва: Янаульский РВК, Башкирская АССР, Янаульский р-н
Последнее место службы: 6 арт. див. РГК, наводчик
Воинское звание: красноармеец
Было много похожих фамилий, но загадочное слово «Сяси» было приписано в уголочке документа только на этого бойца! Лучом света, паролем в поиске оказалось имя жены 26-летнего солдата...
Стал известен и номер воинской части — 6-я артдивизия! Держать в себе все это было уже невозможно, и глубокой ночью полетел ответный звонок поисковику, командиру отряда «Пересвет» Алексею Бирюкову. Это его щуп определил солдата. Его товарищ Дмитрий Спиридонов с глубины 120 сантиметров поднял солдата, жена Алексея Лариса углядела в отвале глины медальон, а потом они бережно развернули вкладыш из него.
Сверяя с Алексеем «Список безвозвратных потерь 6-й артдивизии за 10.03.1943» (в нем оказалось три человека) с тем, что он видел днем на местности, мы установили, что солдат, лежавший рядом с башкирским солдатом, был Тимофей Шалагинов, подносчик снарядов, 1892 года рождения. «Так это его ложка с инициалами Ш.Т.!» — воскликнул Алексей. В трех шагах от башкирского солдата они нашли ещё одного — им оказался третий из списка — Милованов Павел, 1898 года рождения, ездовой кухни. Так заполненный медальон одного из трех бойцов помог установить судьбу всех троих. А нам узнать имена их жен. Они почти всегда указаны в документах. В Башкирии, Кировской и Воронежской областях Сяси, Евдокия и Анна не дождались своих мужей с войны... Кстати, Алексей в 2012 году нашел другого башкирского солдата - Фахретдина Салаватова, погибшего в бою 1 мая 1942-го, и его с почестями перезахоронили на родной архангельской земле.
Еле дождалась рассвета, чтобы позвонить в администрацию Янаульского района и поисковику Ильдару Гайнанову, который специализируется именно на поиске родственников солдат. И он моментально, как обычно, сделал свое дело — уже в девять утра им были найдены родные солдата в Янаульском районе и Свердловской области. Ильдар дозвонился до племянницы солдата Сони Шакрисламовны Шестак и сообщил ей потрясающую весть. Она плакала и благодарила...
Потом пошли перекрестные звонки от внука и внучки найденного бойца, все их знакомые были в шоке от такой вести. Теперь Ильдаром Бикбаевым, главным поисковиком Башкирии, и Сергеем Новиковым, командиром поискового объединения «Возрождение», в который входит отряд «Пересвет» Бирюкова, нашедшего башкирского солдата, решается вопрос о поездке родных туда, где держал свой последний бой родной им человек. И солдат вернется с ними домой.
22 года не дожила до этих дней его любимая Сяси...