Все новости
Общество
16 Мая 2014, 16:29

Как выглядит «Лицо уфимской национальности»

Путем компьютерной обработки данных авторы проекта составили усредненный портрет уфимца.

Коллаж Татьяны Кадыковой.
Коллаж Татьяны Кадыковой.

В интернете размещен ролик «Лицо уфимской национальности». Он был представлен на выставке «Background», открывшейся недавно в Уфимской художественной галерее. Ролик вошел в лонг-лист-2013 Международного Нет-фестиваля видео-арта  и анимации, который проводит галерея X-MAX. Был представлен журналистам Германии. Показывался в галерее Санкт-Петербурга, в «Санкт-петербургских ведомостях» был отмечен как лучший проект Уфы.

Авторы видео-арта — фотограф Николай Марочкин, художник Ринат Миннебаев, Тагир Насыров.

Для проекта было отобрано 1000 паспортных фотографий — среди них пятьсот человек славянского и пятьсот тюркского типов (женщин и мужчин поровну). Путем компьютерной обработки программа выдает усредненный портрет «лица уфимской национальности».

Предваряет ролик пространное вступление. Эпиграфом служит высказывание  американского экономиста и философа Нассима Николаса Талеба: «Глобализация устраняет из системы всю избыточность. Все устроено слишком эффективно, и поэтому малейший сбой приводит к краху...»  

Авторы определили цель проекта — произвести обобщенную антропологическую реконструкцию жителей Уфы, крупнейшего мегаполиса на границе Европы и Азии. «Реконструкция произведена на основе формального машинного анализа более одной тысячи фотопортретов мужчин и женщин, представляющих тюркские и восточнославянские народы Южного Урала. Конечной целью этой реконструкции стало создание на этой базе «усредненного» графического портрета или образа типичного жителя крупного мегаполиса, каковым является город Уфа».

— Идея возникла, когда совместными усилиями мы делали совмещения разных возрастных групп — студентов, милиционеров, призывников, — рассказал Николай Марочкин. — Фото брали с документов людей, из разных мест, в том числе из архива, друзья и знакомые тоже приносили снимки своих родственников. Я придумал технологию совмещения фотографий по глазам в обычном фотошопе, что является продолжением наших изысканий.  Возраст людей — от 50 до 70 лет, они интереснее, чем молодежь, потому что у них есть жизненный опыт.

Население Уфы, по информации сайта администрации города, на 2013 год составило 1 087 000 человек. По данным Википедии, национальный состав Уфы согласно Всероссийской переписи населения 2010 года такой: русские — 48,9 процента, татары — 28,3 процента, башкиры — 17,1 процента, украинцы — 1,2 процента, лица других национальностей — 4,5 процента. Таким образом, славянских и тюркских типов получается примерно поровну.

Все посмотревшие ролик обращают внимание на то, что «среднеславянское» и «среднетюркское» лица очень похожи. В итоге из всех снимков рождается лицо уфимской национальности, и оно — женское.    

— Лицо уфимской национальности получилось таким, каким получилось, — отвечает Николай Марочкин. — У философа Николая Бердяева есть выражение «У России женское лицо». В истории нашей страны не было рыцарства, «соперничества, первенства до смерти», когда личность становится более важной, чем общество. Есть такое понятие, как смирение. Менталитет, который формировался на Урале, смиренческий. У человека возникает смирение перед Богом, это и в христианстве, и в исламе так. Я часто снимал в мечетях — туда ведь кто только не приходит, не только люди с тюркскими корнями. В церкви — тем более. Национальности в христианстве и исламе нет. Еще такой момент. У нас очень большая территория, поэтому все лица получились мягкими. Человек конфликтует, когда есть за что бороться — клочок земли последний. А у нас широта позволяет уйти от конфликтов. Отсутствие конфликтов, огромная терпимость — вот это и порождает внешнее совпадение тюркских и славянских лиц.   

Мнения посмотревших ролик неоднозначны.

— Я посмотрел, но …так и не понял, что они хотели сказать? Точно такой же портрет получится в любом городе России!

Богатство Уфы как раз в ее многообразии народов. Мы все хороши своей индивидуальностью и неповторимостью каждого.

— В антропологии есть такой метод совмещения. В Уфе можно встретить разные антропологические типы, наш город представляет собой конгломерат разных типов. Это и есть причина того, что народ у нас толерантен, не делает различий, кто какой национальности. Поэтому создание такого проекта вызывает интерес, хотя научные выводы из него делать, конечно, нельзя, — прокомментировал ролик «Лицо уфимской национальности» этнолог и политолог, кандидат исторических наук Ильдар Габдрафиков.

Автор:Аралбаева Лейла
Читайте нас: