Все новости
Общество
24 Апреля 2014, 18:22

Уфимские спелеологи участвовали в спасательной операции

В пещере Илюхинская в августе 2012 года во время спуска в подземных водах утонул молодой спелеолог из Москвы. Уфимские спелеологи вспоминают трагедию.

На Кавказе, в пещере Илюхинская в августе 2012 года произошла трагедия. Во время спуска на глубине примерно тысяча метров утонул в подземных водах молодой спелеолог из Москвы. Руководитель исследовательской экспедиции оказал товарищу первую медицинскую помощь, но спасти Алексея Савельева не смог.

Операция по подъёму тела с многометровой глубины сложнейшей в мире пещеры с многочисленными узкими гротами стала беспрецедентной в истории спелеологии. Десятки спелеоспасателей из разных стран откликнулись на призыв о помощи и приехали в Абхазию, на плато Арабика, где произошло несчастье.

Среди отважных и бескорыстных добровольцев были и молодые уфимцы — Ильдар Гайнутдинов и Сергей Рычагов. Оба участники молодёжного спелеологического клуба имени Валерия Нассонова.

Ильдар Гайнутдинов рассказывает, что когда случилась трагедия, он находился в экспедиции на соседнем плато Бзыбь, и его группа под руководством опытного спелеоспасателя Василия Савинова незамедлительно отправилась на Арабику. Чуть позже к участию в спасательной операции присоединился и Сергей Рычагов, который выехал на место трагедии из Уфы.

— Эта экспедиция была самой сложной в моей практике, — вспоминает Ильдар Гайнутдинов. — Более 70 спелеоспасателей были задействованы в подъёме тела московского туриста. Результат зависел от слаженных и чётко скоординированных действий всех участников. В общей сложности спасательная операция длилась две недели. Только в течение первых семи дней мы подготавливали спуск — расширяли узости, крепили оборудование, подвязывали верёвки, готовили площадки под подземные лагеря. Спелеологи-подводники сделали самую тяжёлую и опасную работу по транспортировке тела с глубины на поверхность.

После этой экспедиции Василий Савинов посчитал, что в Башкирии, с её уникальной природой, с горами и пещерами, следует создать общественный спелеологический спасательный отряд, в который могут вступить все желающие, имеющие необходимую физическую и моральную подготовку.

В Уфе навыки покорителя пещер можно получить в молодёжном спелеологическом клубе имени Валерия Нассонова.

— Для того чтобы стать настоящим спелеологом, кроме физической подготовки, как в спорте, нужны дисциплина, трудолюбие, собранность и организованность, — поясняет руководитель и педагог клуба Наталья Рычагова, — а для участия в спасательных операциях важны ещё и  определённые нравственные качества, такие как чувство товарищества, самопожертвование и внутреннее благородство.

Наталья Рычагова рассказала о своих отважных воспитанниках-спасателях. По её словам, Сергей Рычагов с детства занимается в клубе и к двадцати годам состоялся как спелеотурист. Он мастер спорта по спортивному туризму, успешно участвует в крупных соревнованиях и ходит в большие серьёзные походы. В настоящее время молодой человек заканчивает 4 курс физико-математического факультета БГПУ, но не представляет свою жизнь без спорта и путешествий.

Ильдар Гайнутдинов уже закончил биологический факультет Башгосуниверситета. Ещё в студенческие годы он заинтересовался исследованиями в пещерах, и его научный руководитель посоветовал обратиться в спелеологический клуб, чтобы приобрести технические навыки для безопасной работы. Занимаясь в клубе, студент-биолог всерьёз увлёкся спортивным спелеотуризмом. Он посетил много пещер, в том числе высокой 4 категории сложности, коих в Башкирии нет. Сегодня Ильдар Гайнутдинов с удовольствием трудится в заповеднике Шульган-Таш. Научный сотрудник исследует малоизученный мир легендарной пещеры.

— В нашей республике есть удивительные пещеры, которые привлекают внимание многих туристов, — говорит Ильдар Гайнутдинов. — И частенько организуются коммерческие экспедиции без участия профессиональных спелеологов, инструкторов и спасателей. Люди безрассудно отправляются в походы без должной подготовки. Хочется всех туристов-любителей предупредить — хотя глубина башкирских пещер в основном не превышает и 100 метров, любое погружение таит непредсказуемые опасности. 

Автор:Ахметшина Виолетта
Читайте нас: