В уфимских школах появится служба примирения. Пилотный общественный проект реализуется при участии «Гильдии медиаторов Республики Башкортостан» и поддержке детского омбудсмена Миланы Скоробогатовой. О первом опыте создания «Школьных служб примирения», их назначении рассказывает куратор проекта профессиональный медиатор Фатима Даутбаева.
— В ноябре прошлого года нашу республику посетил Павел Астахов. Он высказался о необходимости введения в образовательных учреждениях новых форм работы с детьми. В частности, организации служб примирения. Данная программа успешно реализуется в 15 российских регионах. Первые службы примирения заработали в школах Москвы и Волгограда в 2002 году. Массовое внедрение по России началось в 2012 году.
В школьной жизни случается много конфликтов, в которые вовлекаются ученики, учителя и родители. К сожалению, самым слабым звеном в таких ситуациях оказываются дети. Зачастую проблема заключается в том, что учителя не видят в проблеме конфликта, а признают её обычным непослушанием учеников. Поэтому принимаются менторские решения. С повелительных позиций педагоги не могут перейти к конструктивному диалогу с учениками и в будущем к взаимопониманию. Учителям нужно научиться признавать право ребёнка на высказывание, право на то, чтобы его выслушали, поняли и в чём-то уступили.
Поскольку ребёнок чаще всего отмалчивается в конфликтах, то он испытывает неуверенность и эмоциональный дискомфорт. Более того, ученика воспитывают с убеждением, что учитель всегда прав, и тогда ребёнок переживает внутреннюю борьбу. Если ребёнок делится своими проблемами с родителями, то конфликт переходит в область между родителями и учителями. Разрешить подобные ситуации могут помочь члены родительских комитетов.
Многие родители считают, что дети сами должны решать свои детские споры. Школьников, скорее, помирят не взрослые — учитель или представитель родительского комитета, а одноклассник или старшеклассник, которые лучше поймут ровесников. Здесь медиатором выступает третий ученик.
Конфликты бывают разные по сложности. Так называемые горизонтальные — когда поссорились два равноправных человека, и вертикальные — когда сталкиваются аутсайдер и агрессор. Например, у ученика не складываются отношения с одноклассниками, слабого ребёнка дразнят и унижают. В этом случае естественно необходимо вмешательство социального педагога или профессионального медиатора.
— Изначально мы предполагали, что сами будем участвовать в примирительных процедурах, — продолжает Фатима Даутбаева. Однако в школах, которые я посетила, встретила скептически настроенных родителей и педагогов. Они не желают, чтобы посторонние люди вторгались в жизнь школы. Сами учителя и директор не хотят выносить ссор из избы. Поэтому проще создать школьную службу примирения, обучив участников медиации.
Первый семинар для социальных педагогов и психологов из 16 школ прошёл на базе отдела образования администрации Советского района Уфы. В будущем планируется обучить искусству примирения членов родительских комитетов и учеников.
Школьники, родители, учителя должны знать о возможности обращения в службу примирения при возникновении конфликтной ситуации. Участникам процесса даётся право выбора медиатора и сама примирительная процедура носит конфиденциальный характер.
— Вообще примирение очень хорошая образовательная практика, — считает Фатима Даутбаева, — если дети научатся в школе просто разговаривать и слышать друг друга, ставить себя на место другого человека, то этот опыт пригодится им во взрослой жизни.
Пока пилотный проект «Школьная служба примирения» только стартует в десятке уфимских школ. Приживётся ли подобная форма урегулирования конфликтов, покажет время. Но уже сегодня при необходимости все желающие могут обратиться в «Гильдию медиаторов Республики Башкортостан» за помощью в разрешении споров. Это некоммерческая организация создана для реализации социальных программ, в том числе касающихся школьной медиации.