Мне много раз приходилось слышать упреки знакомых и совсем чужих людей, подчас просто прохожих, в том, что, мол, нельзя заботиться о животных, когда людям плохо. Те, кто регулярно кормит на улице брошенных кошек и собак (что не стало общепринятой нормой), вместо того чтобы подавать милостыню нищим (что таковой нормой стало), постоянно выслушивают подобные поучения: «Людям есть нечего, а она кошку кормит!», «Бомжи на улицах погибают, а он собаку пожалел!»
Я очень сомневаюсь в том, что те, кто проявляет подобного рода агрессию, сами помогают людям. Не исключено, что произнося свои замечания, они подсознательно желали, чтобы чем-то одарили их. Но разговор пойдет о другом.
Распространено и такое мнение, нашедшее отражение и в прессе: животным помогают человеконенавистники. Они никому не нужны, их никто не любит, вот они и возненавидели всех, а свою заботу перенесли на животных. Это — изгои, отщепенцы, и они заслужили порицания и презрения. Такое отношение нередко приводит к открытой вражде. Родители-ненавистники науськивают своих детей, чтобы те таким вот соседям-отщепенцам подбрасывали всякую гадость в почтовый ящик, писали похабщину на дверях и т.п. Да и сами не теряются — при каждом удобном случае напомнят им, чем они являются.
Однако все эти мнимые домыслы, упреки, вражда и ненависть к инакомыслящим не от большого ума. Точнее, от совсем примитивного. Мудрый человек никогда не станет упрекать кого-либо за заботу о животных. Вот что говорит мудрый человек, протоиерей Роман Хабибуллин: «Человек нуждается в любви и заботе окружающих. Но людям проще любить животное, чем замечать рядом нуждающегося. Человека любить трудно: сложно подобрать нужные слова, найти время, проявить терпение, прощать его несовершенства. Кроме того, он может не принять твою любовь, поэтому легче излить потребность в заботе о животных, что тоже достойно похвалы».
Откуда она идет, забота о других? Что движет людьми, оказывающими кому-то милость? Подчас в ущерб самому себе. Специалисты, изучающие этот вопрос, утверждают: любовь и забота о ближнем и дальнем — естественное чувство духовно здорового человека. Подмечено, что на человека, делающего доброе дело, оно оказывает чрезвычайно благотворное воздействие. Человек при этом испытывает чувство своей значимости для общества и природы, что очень важно для нас. Это чувство дает уверенность, энергию и благотворно воздействует на душевно-психическое здоровье. А поскольку в организме все взаимосвязано, то и наше физическое здоровье при этом получает дополнительную подпитку. Поэтому можно совершенно уверенно утверждать, что делая добрые дела, мы делаем лучше самим себе. И это поистине гениальное изобретение Высших сил, создавших человека.
Получается, что для своей же пользы нужно стараться делать добрые дела. И люди делают их не для того, чтобы потешить свое тщеславие и не для зарабатывания бонусов перед Господом Богом. Мы делаем их для поддержания уровня собственного духовного развития и для общей пользы. Если же жить только в думах о себе, наша душа рискует заплыть жиром. Благотворительность — это один из видов гимнастики для нее.
Таким образом, все духовно здоровые люди стремятся реализовать себя в любви, о ком-то заботиться. Это заложено в природу человека. Но всегда ли они имеют объект для приложения своих чувств? Увы, далеко не всегда. Он ее полюбил, но не встретил ответных чувств. И как же любить, как заботиться? Забота в таких случаях, как правило, вызывает раздражение. А заботящийся превращается в занозу в глазу. Не так-то просто любить — прав протоиерей Роман Хабибуллин! — объект любви оценит тебя с ног до головы и найдет, что ты не соответствуешь его утонченному вкусу и повышенным требованиям к противоположному полу. И вообще проявление заботы многие воспринимают как оскорбление их достоинства, их самостоятельности и самодостаточности. Вот и попробуй позаботься о таких!
Рассуждая об этом, я вовсе не пытаюсь поставить себя выше других. А ведь у многих принято понимать так: раз он об этом говорит, кого-то критикует, значит, считает себя лучше. Ничего подобного, говорю лишь потому, что об этом надо говорить. Приведу такой пример. Как-то на остановке ко мне подошла очень красивая, эффектная молодая девушка и, радушно улыбаясь, протянула большое шикарное яблоко.
— Что вы, что вы!.. — опешил я от неожиданности.
Видимо мой вид выражал совсем не ту реакцию, какую она ожидала. Улыбка на лице девушки тут же пропала, она убрала яблоко в сумочку и, опустив голову, быстро удалилась. От удивления я не сразу сообразил, что больно обидел ее. Вот так мы и причиняем друг другу боль, платим злом за добро. Иной раз и захочешь кому-то помочь, да призадумаешься: а что за этим последует? И не создам ли я этим проблемы себе на голову?
Нашу помощь всегда примут иждивенцы, но удовлетворения это не принесет. Это именно то исключение, которое подтверждает правило. Да и помощью это трудно назвать.
Желающих проявлять о ком-то заботу ждут неприятности и со стороны свидетелей. Вот что мне рассказала знакомая женщина, которая превратила собственный дом в селе Урман в реабилитационный пункт для бомжей, алкоголиков и наркоманов. Кормила, выхаживала и наставляла их из собственного кармана в течение восьми лет. Поскольку ничего подобного в округе отродясь не было, в Урман потянулись пациенты из других деревень. Сельчанам, однако, эта затея пришлась не по душе, даже при том, что постояльцы пункта реабилитации помогали им убирать снег зимой и ликвидировать ущерб, нанесенный известным взрывом армейских складов. Они неоднократно предупреждали эту женщину, чтобы она бросала свою затею, ворчали, бранились, говорили, что у них тут своих алкашей хватает, а она чужих приваживает.
Совсем другое дело животные. Вот уж кто никогда не будет оценивать твои достоинства и недостатки, делая вывод: стоишь ты их любви или нет. Они будут любить тебя таким, какой есть. Даже если любить тебя совсем не за что. Неразделенной любви с животными не бывает, как и предательства (разве что со стороны человека). Они будут тебя любить до последнего вздоха. Каждый день встречать и провожать до порога. В каком бы ужасном расположении духа ты не пребывал. Некоторые собаки и кошки, не выдержав смерти хозяина, вскоре умирают сами.
Животные всегда с радостью примут твою любовь и заботу. Потому-то, в силу всего изложенного, некоторые из нас, разочаровавшись в людях, обращают свои чувства к ним. И неужели за это они заслужили осуждения?
Как-то я задал вопрос мудрейшему человеку, Чампиону К.Тойчу, основоположнику психогенетики, во время его приезда в Уфу: чем объяснить, что кошки и собаки живут с людьми?
— Они живут с нами для восполнения недостатка любви в нас, — ответил он.
Зададимся теперь вопросом: что было бы с людьми, на кого бы мы стали похожи, если бы с нами не было никаких животных? Всем ли удалось бы реализовать свою любовь, рвущуюся из груди наружу? И не превратился бы наш мир в холодное царство гордыни и отчуждения?