Все новости
Общество
10 Февраля 2014, 15:10

Уфа может стать центром привлечения инвестиций

Эксперты уфимского офиса Института проблем ВТО помогут предпринимателям адаптироваться к башкирским реалиям.  

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.

Даже самый высококлассный водитель не сможет уверенно передвигаться, не зная правил и не принимая во внимание маневры других участников дорожного движения. То же и в бизнесе: его не получится успешно развивать без учета местных особенностей — законодательства, текущей социально-экономической ситуации, менталитета, наконец.

Помочь адаптироваться к реалиям, в условиях которых придется вести дела, инвесторам и предпринимателям вызвались эксперты уфимского офиса Института проблем ВТО. Его руководитель Вячеслав Райхфельд уверен, что создаваемая на базе института площадка по обмену опытом будет полезна как бизнесменам, так и жителям республики в целом: развивается производство — увеличиваются налоговые отчисления в бюджет, создаются новые рабочие места. Растет экономика — регион приобретает большую привлекательность в глазах потенциальных инвесторов. А еще Вячеслав убежден, что именно Уфа — оптимальный для размещения подобной площадки город.

— По своему геополитическому положению Башкортостан просто идеальное место для развития совместного бизнеса. Регион расположен как раз на стыке Европы и Азии, а потому мы находимся в том привилегированном положении, при котором можем рассчитывать на вливания как с одной, так и с другой стороны, — аргументирует он свою позицию.  

Интерес к республике у инвесторов действительно есть, представители зарубежных деловых кругов здесь частые гости. Иностранных бизнесменов принимают на самом высшем уровне — презентуются проекты,  подписываются соглашения… Однако на практике многие перспективные начинания, эффективность которых доказана бизнес-планами, что называется «сохнут на корню», проигрывая в борьбе с местными реалиями.

— Чтобы минимизировать риски, мы готовы оказывать помощь инвесторам, которые рассматривают возможность вложить средства именно в наш регион, бизнесменам, готовым размещать здесь свои производства, — говорит руководитель уфимского офиса Института проблем ВТО. — Помощь преимущественно консультативная, с привлечением экспертов в самых разных областях, а также бизнесменов, которые могут поделиться личным опытом работы на российском рынке.

Одним из таковых является, собственно, и сам Вячеслав Райхфельд, который ведет дела как в России, так и в США.

— В США бизнес и государство существуют параллельно, не мешая друг другу выполнять свои непосредственные функции. Многие бизнесмены там даже не знают имен высокопоставленных чиновников, — рассказывает наш собеседник. — В России же власть и бизнес тесно переплетены, государство весьма активно вмешивается в вопросы ведения бизнеса — и если для наших предпринимателей это очевидно, то зарубежные коллеги могут того и не знать. Приведу пример. ООО отгружает на экспорт товар, при этом на территории РФ рассчитывается с НДС, а экспортирует без него. В соответствии с Налоговым кодексом России этот НДС государство должно вернуть экспортеру по истечении квартала после проведения налоговыми органами камеральной проверки. Казалось бы, чего проще: НДС уплачен, что подтверждено финансовыми документами, валютная выручка за товар получена, пограничные и таможенные органы подтвердили факт вывоза данного товара за пределы таможенной территории РФ — соответственно, сумма НДС, заранее уплаченная, должна вернуться на расчетный счет экспортера. Но нет! Налоговики вдруг произносят волшебную фразу: «А у инспектора имеются достаточные основания полагать…», которая оправдывает любые, самые неожиданные действия сотрудников налоговых органов. Я испытал все это на собственном опыте. Известно, что НДС как косвенный налог на сумму прибыли не влияет, однако налоговики и сотрудники правоохранительных органов почему-то говорят о возмещенном НДС как о заработке компаний-экспортеров. И вообще у нас этот простой, прописанный в Налоговом кодексе процесс возмещения НДС превратили буквально в борьбу, сделав из добросовестных участников внешнеэкономической деятельности практически преступников, пытающихся получить у государства деньги, забывая при этом, что эти деньги экспортеры уже заплатили, а сейчас лишь возвращают их. Причем когда с нашими бизнесменами начинают разбираться как с мошенниками, то, скажем, «Боинг», «Хонда», «Тойота» и другие компании, куда поставляется экспортируемый из России товар, тоже попадают в эту цепочку — если  купили товар у мошенника, то и сами такие же. Таким образом, российский бизнес теряет возможность экспортировать, что, в свою очередь, препятствует притоку валюты — перекрывается одна из кровеносных жил, которая питает экономику, сворачивается производство, сокращаются рабочие места. И это происходит сейчас со многими компаниями, в том числе из Башкортостана. Исходя из этого, мы совместно с зарубежными компаниями хотим создать площадку, благодаря которой вся эта информация была бы прозрачна. И мы должны выявить, какие отрасли и какие компании страдают от всего этого, чтобы начать оказывать помощь зарубежным фирмам и нашему бизнесу.

В числе первоочередных задач Вячеслав Райхфельд назвал необходимость создания единой электронной базы налоговых, пограничных и таможенных органов, что не только облегчит жизнь бизнесменам, но и существенно упростит работу этих самых госорганов, а также сократит их штатную численность, что скажется на экономии бюджетных средств. А также сейчас Институт проблем ВТО готовит письмо в Правительство РФ с аргументированными предложениями о внесении некоторых поправок в Налоговый кодекс РФ.

Проекты инвесторов институт готов сопровождать на всех этапах освоения средств. Для бизнеса самым необходимым станет, пожалуй, содействие в преодолении административных барьеров, для государства же актуальным будет выгодное позиционирование региона на международном рынке.

Консультации экспертов и специализированные интернет-порталы —основные инструменты разного рода агентств по привлечению инвестиций, которые ориентированы прежде всего на средний бизнес и действуют в формате «единого окна». На сегодняшний день такие организации созданы в более чем ста странах мира, в том числе и в России — как на федеральном, так и на региональном уровнях. Как показывает практика, они берут на себя всю информационную, а главное — бюрократическую работу. На манер таких агентств и намерены строить свою работу специалисты Института проблем ВТО.

— Учитывая активное взаимодействие с практикующими бизнесменами, наша помощь носит прикладной характер, — отметил руководитель уфимского офиса Института проблем ВТО. — Как некоммерческая организация, мы не ставим цель привлечь деньги в какую-то отрасль, главное для нас — рассказать инвесторам об особенностях ведения бизнеса на данной конкретной территории, научить, как поступать в той или иной ситуации. При этом во главу угла мы ставим прозрачность отношений между партнерами и абсолютную законность.

Автор:Шарафутдинова Альфия
Читайте нас: