Один из авторов «Общественной электрогазеты» Олег Гайсин предпринял попытку
раскрыть смысл человеческой жизни. Дело, безусловно, стоящее, но, к сожалению, сказался недостаток его опыта в подобного рода вещах. В результате все свелось к очень распространенному в наше время выводу: надо совершенствоваться и становиться лучше.
Увы, такой вывод нельзя считать ответом на поставленный вопрос, так как он в свою очередь порождает другие вопросы. Зачем, для чего совершенствоваться? С какой целью? А почему бы не обойтись без этого? И почему нельзя наоборот становиться хуже? Мне кажется, человеку, взявшемуся за самосовершенствование, но не знающему — ради чего он это делает, это занятие когда-нибудь надоест, и он его бросит. Ибо совершенствоваться можно только для чего-то.
Однако представители индийских духовных учений и религий скажут, что знают ответы на вопросы, вызвавшие у меня сомнения. Я даже подозреваю, что вывод, к которому в числе других пришел Олег Гайсин, исходит именно от них. Йоги, индуисты, буддисты и другие утверждают, что земная жизнь человека — бесконечно малая величина, не стоит даже думать о ней и тратить на нее энергию. И ее следует всю без остатка посвятить подготовке к жизни вечной, на том свете. То есть медитировать сутки напролет, развивать в себе сверхспособности, петь хвалу Богу и т.д.
Эта модная в наше время философия тоже порождает вопросы, по меньшей мере два.
Первый: человек, как известно, сугубо общественное существо. Такова его природа, от которой не уйдешь. Вся его психология, да и душа требуют жить в обществе себе подобных. Учения индийских гуру с этим не согласуются. По их мнению люди могут объединяться лишь для совместных медитаций, если это, конечно, можно назвать объединением. Эти учения, по сути, пытаются сломать человеческую природу. А это никогда не приветствуется.
Второй: можно было бы сказать всем, кто ни во что не ставит земную жизнь: «Это ваш выбор, раз вам так нравится, так и живите!» Но только в том случае, если бы все эти граждане (хотя, какие они граждане?!) жили где-нибудь на Луне, где от их жизнедеятельности никому не было бы вреда. Но они живут на Земле, где каждый из нас оставляет экологический след, всегда отрицательный. В виде потребленной пищи, воды, энергии, кислорода и выделенных взамен отходов и мусора. Кто же будет за всех этих господ отрабатывать нанесенный планете урон? Они поступают как безответственные и бессовестные эгоисты — свою душу спасают, а в общем доме, где живут, гадят.
Они могут возразить: дескать, мы на том свете все отработаем. Но мы ведь не сможем это проверить. Поэтому, христиане поступают гораздо честнее, провозгласив принцип «Вера без дела мертва». Не только загробную, но и земную жизнь человек должен прожить достойно, в постоянных трудах на общее благо. «Душа обязана трудиться и день, и ночь…», — писал Николай Заболоцкий. Она обязана трудиться, в каком бы мире не находилась, по законам этого мира и с пользой именно для него. Думая о будущем и готовя себя к нему, нужно жить настоящим. И вот для этого человеку и необходимо совершенствоваться. Но нельзя понимать такое совершенствование как самоцель и смысл жизни. Оно — лишь средство.
Так в чем же заключается смысл жизни? Почему ответу на этот абсолютно естественный и закономерный вопрос не учат ни в школе, ни в вузе? Создается впечатление, что здесь существует некий заговор. Хозяевам нашего мира выгодно, чтобы массы не знали ответа на этот вопрос. Поэтому официальная точка зрения гласит: однозначного ответа на этот вопрос не существует. Это извечный, проклятый вопрос, из категории «Что делать?» и «Кто виноват?» Нам не дано знать ответа. Другими словами, человечество существует, а зачем — неизвестно. Вот отсюда и происходят неупорядоченность, неразбериха, хаос в головах и в жизни. И все проистекающие из этого проблемы. Ведь разбираемый здесь вопрос нужен не для удовлетворения любопытства. Четкое и ясное понимание смысла жизни крайне важно для каждого из нас. Оно вносит упорядоченность во все сферы нашего существования: мораль, мировоззрение, воспитание, поведение, систему ценностей и т.д.
Не странно ли: мы накопили массу знаний, и о человеке в том числе. Но вот самого главного — для чего же он живет — мы не знаем! Может ли так быть? Не может! — отвечает Омраам Микаэль Айванхов: «Сколько людей говорят об истине как о чем-то недоступном, как о чем-то таком, что нужно искать где-то в надзвездном мире! Не правда ли, это скорее похоже на то, что они не знают, что искать и как искать, или хотят найти оправдание всем своим слабостям! Для того, кто честно ищет истину, найти ее не так уж трудно. Как можно вообразить, что Создатель, Космический Разум поставил человека в условия, при которых он никогда не найдет свою дорогу? То, что открыть абсолютную истину нелегко — это так, но то, что он не может узнать истину, которая будет руководить им в повседневной жизни, — с этим согласиться невозможно, и нет прощения тем, кто не нашел ее».
С ним полностью согласен разработчик системы здоровья Кацудзо Ниши: «Как может быть бессмысленной жизнь человека, если в природе нет ничего бессмысленного? Все осмысленно, все необходимо, все закономерно, все имеет смысл. И пусть мы не всегда понимаем, в чем именно состоит смысл, но знайте, что смысл существует. Просто потому, что человек — часть Природы, а в Природе все имеет смысл».
С официальной точкой зрения можно согласиться лишь в одном. Всей полноты понятия «смысл жизни» мы, возможно, и впрямь никогда не узнаем. Ее знают лишь те силы, что замыслили и сотворили человека. Но для того, чтобы руководствоваться смыслом жизни, вполне достаточно определенной меры его понимания, а не всей полноты. Мы ведь и атомы не можем увидеть, и бесконечную Вселенную не в силах представить, то есть, имеем о них весьма неполные знания. Тем не менее можем эти знания применять, и даже в практических целях.
Для представителей христианской религии, похоже, не существует такого вопроса: в чем смысл жизни? Но распространять свои знания они почему-то не торопятся. Приходится самому копаться в их трудах. Откопал!
«Почему Господь создал нас свободными?» — спрашивает Любовь Царькова. И отвечает: «Свобода предполагает возможность выбора. Потому, что Ему нужно не рабское подчинение, а сотворчество». А вот что сказал глава Русской православной церкви Кирилл: «Бог предопределил мир к безграничному развитию и совершенствованию. Каждый из нас должен быть соработником Богу в этом великом деле, и начинается это с человеческой личности. Господь каждого создает имеющим свою непреходящую ценность. Мы должны работать на достижение великой цели, которая заключается в преображении всего мироздания. Соработничество Богу — вот смысл жизни».
Обратимся к Книге Бытия. Человек, говорится в ней, создан в Эдеме (на планете Земля) для того, чтобы возделывать этот прекрасный сад (планету). Четко, понятно, позитивно и такому смыслу хочется следовать! Одно не понятно: отчего при этом ясном даже необразованному человеку наставлении, возобладала точка зрения об отсутствии смысла в жизни?
Не меньше вопросов вызывает тот смысл, который принято вкладывать в словосочетание «возделывание Эдема». Возделывая свой садовый участок, каждый занимается созидательной деятельностью и ничьей крови не проливает. Но под возделыванием своей планеты почему-то понимается ее обязательное при этом уничтожение. Нужно построить город? Мешает лес. Нет проблем — снесли лес! Нужно проложить дорогу? Но в этих местах обитают животные. Раз — и нет никаких животных! Нужно делать бизнес? Что за вопрос: вон сколько деревьев растет, рыбы плавает и меха бегает! Результат такого «возделывания» наблюдают с орбиты Земли космонавты, говорят, плакать хочется.
Второй известной мне книгой, где смысл жизни человечества трактуется более образно, является повесть Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Несмотря на то, что она стала культовой, зачитывающиеся ею поколения землян нашли в ней много чего, но почему-то не смысл нашего существования.
Напомню суть: герой повести, подросток Холден Колфилд пришел к заключению, что свою жизнь следует посвятить тому, чтобы, стоя на краю пропасти, следить за тем, чтобы в нее не свалились дети, играющие поблизости во ржи.
Насколько я понял замысел писателя, под пропастью имеется в виду всеобщая погибель, под героем повести — человечество, а под играющими детьми — все, чем прекрасна наша Земля: океаны и реки, горы и долины, растения и животные и сами люди.
А теперь сведем воедино тексты обеих книг. Что мы имеем в итоге? Человек был создан в последний день творения — сообщает Книга Бытия. Что это значит в рассуждениях о смысле жизни? А то, что по замыслу Высших сил он и должен был появиться именно в это время. Для чего? Для того чтобы силой данных ему возможностей предотвратить процессы энтропии планеты, прошедшей пик своего развития. До человека Земля успешно эволюционировала, но наступило время, когда для продления ее существования потребовалась дополнительная сила. Такая сила была создана — человек способен бороться с природными катастрофами, ликвидировать их последствия, предотвращать эпидемии, а в конечном итоге может вывезти всю жизнь гибнущей планеты на более благоприятное космическое тело, нечто подобное, образно выражаясь, когда-то сделал Ной. Вот и смысл жизни человечества — поддерживать и продлевать уникальную жизнь уникальной планеты, а заодно и свою собственную. Каждый же отдельный человек находит смысл своей жизни в рамках общего смысла. То есть отыскивает свою узкую нишу и работает на общее благо, попутно развиваясь, совершенствуясь и самореализуясь. Это доступно для понимания? Да. Позитивно? Да. Креативно? Да. Благородно? Да. Это может объединить людей? Да. А что еще требуется?
Почему же в трактовке смысла жизни доминирует густой туман? Думаю, это понятно. Разве мы его реализуем? Разве не живем с точностью до наоборот? Сильные мира сего, захватив власть на Земле несколько тысячелетий назад и по сей день удерживая ее, направили корабль цивилизации противоположным курсом. Поэтому и темнят. Ведь, если правда станет известной, они потеряют власть.