Все новости
Общество
13 Января 2014, 12:16

В Башкирии должна быть четкая миграционная политика

Как обстоят дела с трудоустройством и жизнью гастарбайтеров в Туймазинском районе, который является лидером по развитию тепличных хозяйств в республике?

— Благодарю тебя, Россия!

Люблю тебя, моя Москва!!!

За цвет озер лазурно-синий

И золотые купола!

За доброту, гостеприимство,

Простор загадочной души,

Где всяк сумеет поселиться

И припеваючи зажить!

Мы Русь величием восславим!!!

— Кричал на митинге мужик.

И в воздух чепчики бросали

Калмык, татарин и таджик!

Лидия Романова-Жуковец

Прошли те времена, когда каждый представитель братской семьи страны Советов чувствовал себя как дома в любом уголке нашей необъятной Родины. Не вина дехканина из Средней Азии в том, что его «зурначальники» решили идти своим, одному Аллаху, известным путем, наплевав в очередной раз на мнение народа. Но сейчас речь не об этом. Почувствовав на своей шкуре «прелести суверенитета», в Россию хлынул сначала ручеек, потом бурный поток бедолаг, мечтающих за пару лет сколотить себе, по местным меркам, целое состояние. Сколько их так и не вернулось домой? Их родные до сих пор не знают — живы ли они или покоятся в безымянных могилах рядом с домами, которые строили. Жизнь мигранта, тем более нелегального, не стоит и ломаного гроша.
Наше общество в целом крайне отрицательно относится к нашествию гастарбайтеров. Мы в группе «ВКонтакте» не раз делали на это счет опросы. Подавляющее большинство, а это 70-80 процентов, голосовали за немедленное их выдворение восвояси. Основные мотивы: они отбирают нашу работу, и уровень преступности из-за них только растет.
Не хочу никого переубеждать. Просто напишу, как обстоят дела с трудоустройством и жизнью гастарбайтеров у нас в Туймазах. Многие слышали, что Туймазинский район является лидером по развитию тепличных хозяйств в республике, да и в России мы не на последнем месте. Это десятки, если не сотни гектаров закрытых пленкой земельных угодий. Я как-нибудь соберусь и сделаю на эту тему отдельный репортаж. Поверьте мне, это интересно и познавательно. Сложились целые династии тепличных магнатов, владельцев заводом, газет, пароходов, которые начинали в перестроечные 90-е со скромной теплички в 20 соток.
В те времена еще и речи не шло о наемных рабочих. Все делали сами, помогали родственники. Это был начальный этап накопления капитала. Каждая копейка была на счету. Я на личном опыте убедился, как же тяжел труд арендаторов теплицы. В один день меня пригласили родственники в такую вот теплицу — помочь высадить рассаду огурцов. Тяжелый, влажный воздух буквально выжимал все силы, нижнее белье почти мгновенно пропиталось потом, а гул из газовой тепловой турбины выматывал душу. Зимний морозный день за тонкой пленкой грозил простудой как минимум. Отработав адов день, я на полном серьезе попросил родственничка больше меня на такие мероприятия не звать.
Продолжу. Есть у меня хороший знакомый. Под пленкой у него не один гектар в Шаранском районе. Помидоры, огурцы в его теплицах радуют глаз приезжих перекупщиков. «КамАЗы» и «ГАЗели» нескончаемым потоком швартуются у склада готовой продукции, торопясь в сезон вывезти как можно больше и как можно дороже. Приезжая в гости, хозяин попутно закидывает в джип для нас пару мешков молоденьких огурчиков на засолку. Сезон закончился — можно и расслабиться. Сидя за столом и уговаривая очередную чашку чая, хитрый татарин жалуется на дорогой газ и электричество, хвалит новый сорт помидоров и хвастается купленным на лето агрономом из Голландии. Только на вопрос об арендаторах его лицо кривится, как от зубной боли. Вечная проблема. С его слов. Когда решил заняться тепличным бизнесом, начал искать людей, которые бы стали арендаторами. Обычно берут в аренду 20- 30 соток. Если под пленкой один гектар, значит, где-то пять семей сажают, поливают, удобряют, питаются, ездят по вахте на всем готовом, в общем, делают всё, чтобы и самим в накладе не остаться, и хозяину прибыль сделать. В первый год чуть не обанкротился. Взял крестьян из соседней деревни. Проработали до первого аванса, потом запили. А рассаде не объяснишь, что арендатор в запое.
— Больше с местными не связываюсь. Никогда и не за что. Едут узбеки, с детьми, с женами, работают сезон, не пьют, вкалывают по 12 часов. Уезжают на родину обеспеченными людьми. На следующий год обратно. Все документы оформляю, как положено, иначе приедет миграционная служба, и в разгар сезона останусь без работников. Плачу как договорились. Если обману, на следующий год ни один узбек ко мне не придет, и я разорюсь.
А не провести ли нам аналогию? Возьмите ту же Москву. Не найдя нормальной, оплачиваемой работы, не мы ли уезжаем на вольные хлеба в «нерезиновую»? Пол-России вкалывает там охранниками, строителями, менеджерами. Разве нас там ждут? Разве аборигены поют в нашу честь гимны? Мы, граждане России, в столице государства на положении чуть лучше, чем те же узбеки или таджики. Это внутренняя миграция. Я считаю, она ничем не лучше внешней.
И вот еще. Проблемы не столько в мигрантах. Во-первых, сами знаете, закон, в том числе миграционный, что дышло — куда повернешь, туда и вышло, и во-вторых, нет такого закона, который нельзя было бы обойти.
Чем хуже положение в соседних бывших союзных республиках, тем больше мигрантов будет на наших бескрайних просторах. С этим надо считаться. Остановить этот процесс невозможно и нерационально. Значит, нужно какая-то эффективная и предельно четкая миграционная политика. Иначе очередные события в Бирюлево не заставят себя долго ждать.
Автор:Гайсин Олег
Читайте нас: