Рядом с домом № 99 по улице Ветошникова появился необычный дорожный знак.
Он представляет собой ромбик зеленого цвета с очень простой надписью: «Это знак в Уфе, рядом с которым все фотографируются». Автор удивительного арт-объекта — российский дизайнер Артемий Лебедев.
Первый кадр на фоне уфимского арт-объекта был выложен на интернет-ресурсе студии Лебедева. Кстати, для Башкирии он не в новинку — ранее аналогичный знак был установлен в Белорецке. Появятся ли в республике другие такие объекты — пока неизвестно.
Надо сказать, что уфимцы пока не оценили оригинальность идеи, — толпы желающих фотографироваться рядом со знаком не наблюдается. Корреспондент «Электрогазеты» попросил прохожих прокомментировать появление зеленого знака:
— Что это за непонятная табличка? Ерунда какая-то! — говорит житель столицы Дмитрий. — Лично мне гораздо больше нравятся бронзовые скульптуры — та же скульптура дворника на остановке «Фирма Мир». С ним и сфотографироваться можно. Думаю, что любая скульптура лучше, чем дорожные знаки с невнятными надписями.
Я слышал, что в Челябинске есть целая аллея бронзовых скульптур, и она всегда полна народу — вот бы и у нас появилось что-то подобное! А еще мне нравятся сады камней, появившиеся последнее время в Уфе. Или вот «нулевой километр» — тоже прикольная вещь.
А такой дорожный знак, может быть, стоило бы разместить в другом, более удобном и людном месте, — например, рядом с Гостиным двором. Здесь же, на загруженном транспортом перекрестке, он вообще никому не нужен.
Таково мнение горожан, и поспорить с ним сложно. Вообще, традиция украшать Уфу сомнительными арт-объектами появилась не сегодня. Вспомним, например, металлическую лошадь, о которой «Электрогазета» уже рассказывала. Или мини-выставку необычных скульптур (а проще говоря, странных штуковин) в районе перекрестка Чернышевского — Мустая Карима.
На сегодня творчество подобного плана процветает по большей части, на фестивалях паблик-арта (искусство украшения городской среды), но все чаще появляется и на улицах городов. Ключевой момент в паблик-арте — инсталляция должна быть неожиданной, импровизационной и неординарной. Чем спонтаннее художник выражает свою идею, тем лучше.
Вот, например, то ли сломанный робот на свалке будущего, года этак 2055-го, то ли часть баскетбольной площадки…
А это — скульптура, напоминающая шпиль какого-то здания, украшенный флюгером.
Здесь сомнений нет — обычный пень, который причудливая фантазия автора поместила на полутораметровую высоту.
А вот Аристофан — древнегреческий драматург, «отец комедии». Почему-то от головы прославленного комедиографа так и веет грустью…
И вообще — странное ощущение посещает человека, рассматривающего арт-объекты на улице Чернышевского. Быть может, жители Уфы и вовсе обошлись бы без такого «искусства»? Насколько необходимо оно городу?
— Скульптуры эти не мешают, но и не несут смысловой нагрузки. Может быть, они и вызовут, небольшой, мимолетный интерес со стороны прохожего (как объект странной формы), но и только, — говорит наша читательница Айгуль. — Словом, глаз они не радуют, лучше бы граффити какое-нибудь нарисовали. Арт-объект должен украшать город, вызывать приятные эмоции, повышать настроение. Для того эти объекты и существуют! А еще можно добавить национального колорита. Например, создать какую-нибудь скульптурную композицию в национальном стиле. Может даже, на тему эпоса «Урал-Батыр». А еще я предлагаю сделать аллею знаменитостей в Уфе, по аналогии с Голливудом.
И все-таки — нужны ли нам арт-объекты, чья красота вызывает сомнение? Скорее да, чем нет. Ведь одну функцию они выполняют на «отлично» — хотя бы на пару минут, но заставляют прохожего включить воображение и отвлечься от серых будней. А это для современного жителя столицы уже неплохо.