Все новости
Общество
2 Декабря 2013, 18:30

Природные парки Башкирии пока закрыты для инвесторов

Что мешает развитию внутреннего и въездного туризма в нашей республике?

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.

Отдых за рубежом давно уже стал намного популярнее, чем у себя на родине. Хотя найдется немало желающих провести отпуск, не выезжая за пределы своего региона.

Природные парки, занимающие самые живописные районы Южного Урала, включая крупные водоемы республики, пещеры и другие природные образования, являются наиболее перспективными территориями для развития туризма. Однако существует целый ряд факторов, препятствующих развитию туризма и привлечению инвестиций в эту сферу.

Самое главное — действующее законодательство не дает возможности развивать туризм на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Между тем, ООПТ занимают более семи процентов территории Башкирии и включают 232 объекта, в том числе 188 памятников природы. Дирекции природных парков не имеют возможности распоряжаться земельными ресурсами, то есть строить на них объекты инфраструктуры, заниматься благоустройством и т.д. В отличие от дирекций национальных парков, им это запрещено.

Статус природных парков затрудняет привлекать потенциальных инвесторов, ограничивает предоставление рекреационных  услуг. По мнению заместителя министра природопользования и экологии РБ Ильдуса Яхина, это неравноправие должно быть преодолено.

О законодательных барьерах подробно рассказал заведующий лабораторией геоботаники института биологии УНЦ РАН, доктор биологических наук Василий Мартыненко. Среди них — невозможность сдачи в аренду участков земель лесного фонда, переданных природным паркам в постоянное (бессрочное) пользование. Мешает и отсутствие реальных прав по пресечению природоохранных нарушений у инспекторов природных парков. По Федеральному закону «Об ООПТ» они имеют право только на предупреждение нарушителя и информирование структур Минэкологии, МВД, прокуратуры о произошедшем нарушении. К тому же при передаче природным паркам земель лесного фонда в постоянное пользование финансовые средства от лесничеств не поступают, что делает невозможным выполнение всего объема лесохозяйственных мероприятий и работ.

Еще одно несоответствие — это плата за рекреационные услуги. Ставки утверждены Правительством РБ, причем они едины для всех парков — 30 рублей. В то же время реальные затраты парков на обеспечение посетителей рекреационными услугами различаются в разы, например, в «Кандры-Куле» и на «Иремеле». Следовательно, как считает Василий Мартыненко, необходимо постановлением Правительства республики предоставить право природным паркам самостоятельно разрабатывать дифференцированные расценки на рекреационные услуги, исходя из фактических затрат на данной территории, и утверждать их в Минэкологии РБ. Так делается, к примеру, в Свердловской области. Ставки могут быть разными даже в зависимости от дней недели. В заповеднике «Шульган-Таш» в выходные дни установили более высокую плату, чтобы хоть как-то сдержать наплыв туристов.

Затронул ученый и проблему поражения березовых лесов региона бактериальной водянкой. Это касается не только природных парков, но именно они в результате массовой гибели березняков существенно теряют рекреационную привлекательность.

По мнению Василия Мартыненко, обязательно должен заработать механизм государственно-частного партнерства в сфере туризма, чтобы частный бизнес присутствовал на территориях природных парков на законных основаниях, но под неослабным контролем государства. В случае неисполнения положенных требований договор об аренде может быть прекращен в любое время, как это делается во Франции.

Вообще мировой опыт показывает: там, где государство серьезно вложилось в сферу туризма и способствовало ее развитию, поступления в бюджет становятся значительными. Яркий пример — Йеллоустонский заповедник в США. Там построили 500 километров отличных дорог, 1800 километров маркированных троп. Частный капитал развил там мощную инфраструктуру. В результате заповедник посещают до трех миллионов туристов в год, а плата за посещение составляет 15 долларов с человека.

Разумеется, любая природная территория привлекательна для массового посещения лишь в том случае, когда на ней чисто и есть элементарные условия для отдыха. Значит, кто-то должен убирать мусор (к сожалению, не все туристы — люди сознательные), заботиться о санитарном состоянии туалетов, чистоте и безопасности пляжей, оборудовании стоянок и т.д. Все эти задачи, включая мониторинг состояния природных объектов и  восстановительные мероприятия, должны выполняться коллективами природных парков за счет бюджета. Но, как заметил заместитель заведующего лабораторией  по особо охраняемым природным  территориям  НИИ БЖД Башкортостана Александр Волков, денег на эти цели в России всегда не хватает, они выделяются в минимальном объеме по каждому направлению.

Александр Волков привел такие расчеты: более-менее удовлетворительное выполнение природными парками основных функций требует финансирования в среднем на один природный парк порядка 15-20 миллионов  рублей в год, в то время как бюджетное финансирование составляет три-восемь миллионов рублей. Для развития инфраструктуры природных парков (обустройства туристских маршрутов и стоянок, строительства турприютов, информационных центров, оформления стендов, создания системы сборы и вывозки мусора и т.п.) требуются десятки миллионов рублей. Когда же начинается строительство дорог, канализации и очистных сооружений, систем электро- и газоснабжения, подъемников, гостиниц и других объектов, расходы возрастают в сотни раз. С такими затратами могут справиться только крупные инвесторы.

Как полагает Александр Волков, одним из дополнительных источников для финансирования развития инфраструктуры природных парков могла бы стать арендная плата за участки земель лесного фонда, передаваемых в постоянное (бессрочное) пользование. Однако эта статья доходов может появиться у природных парков только после внесения изменений в Земельный кодекс РФ (ст.20, п.4), Закон «Об ООПТ» (ст. 20), в другие законы РФ, регулирующие платежи. 

Существует и такое мнение: из действующего законодательства следует убрать понятие «природный парк» и ввести в оборот термин «туристско-рекреационная зона». Тогда многие формальные препоны для развития  въездного и внутреннего туризма будут сняты. Богатейшая природа Башкортостана откроется взорам не только своих, но и приезжих туристов. Если же не будут устранены несовершенства в федеральном и республиканском законодательствах, все слова о необходимости развития туризма останутся лишь на бумаге. А ведь как гласит восточная мудрость, сколько ни говори «халва», слаще от этого во рту не станет. Значит, для начала нужно взаимодействие профильных комитетов республиканского парламента  для проработки всех нюансов законодательства.

Автор:Колоколова Любовь
Читайте нас: