Все новости
Общество
18 Ноября 2013, 18:30

Сколько платят башкирским строителям московского метро

Метростроевец — звучит гордо. Но только до тех пор, пока он не скажет, сколько получает... 

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.

Недавно пришлось съездить в Первопрестольную. Поезд — это самое подходящее место для ни к чему не обязывающих бесед. В вагоне эти беседы ведутся естественным образом, попутчики сами рассказывают о себе то, что считают нужным. Плавно, в такт музыке колёс, течет разговор. В этот раз он зашёл о строительстве метро.

Нашим попутчиком был 55-летний мужчина из Толбазов Аургазинского района Башкирии. Он ехал в Москву на работу. Там он трудится автослесарем в фирме, которая ремонтирует технику, используемую в строительстве метро. Фирма крупная, занимается проходкой туннелей под новые линии московского метрополитена. Владельцы фирмы — грузины. Наёмные рабочие приезжают из России, Узбекистана и Таджикистана.

Работает наш попутчик там уже восемь лет. Ездит вахтами. Два месяца — работа, две недели — отдых. В Москве живёт со своими коллегами в съёмной квартире, которую оплачивает фирма. Квартира трёхкомнатная, живут помногу — в большой комнате бывает пять-шесть кроватей, в маленьких — по две.

Питание за свой счёт. Можно есть в столовой, а можно готовить дома. Наш герой предпочитает покупать продукты и готовить самостоятельно. Говорит, что от общепитовских блюд у него изжога.

Теперь внимание — какой же график работы у метростроевцев? С восьми утра до восьми вечера. Час — обеденный перерыв. Встают работники в половине седьмого, пьют чай и отправляются на работу. Кто — куда, одни — под землю, на проходку шахты, другие в ангары — ремонтировать технику. Нашему земляку до рабочего места добираться недалеко, идёт пешком минут 20. Под землёй он тоже бывал, холодно там, говорит, и сыро постоянно. Под ногами хлюпает вода, из стен тоже струйки воды бьют, сверху льётся. Проходка туннелей — это самая грязная работа. И хотя проходчики работают там в спецодежде и труд их максимально автоматизирован, всё равно приятного мало. На поверхности лучше. Днём час на обед и — снова в холод и влажность уже до вечера.

Два месяца люди трудятся по 11 часов в день без выходных. Впрочем, каждый месяц можно взять один выходной по предварительной договоренности с начальством. По истечении двух месяцев работник пишет заявление о предоставлении ему двухнедельного отпуска за свой счет. И едет домой отдыхать.

Теперь о главном. О том, что волнует людей больше всего. О зарплате. Она выдается двумя частями — «белой» и «серой». «Белая» перечисляется на карточку. «Серая» выдается на руки. С «белой» идут отчисления в Пенсионный фонд РФ, её же выплачивают, если человек заболел или пошёл в ежегодный оплачиваемый отпуск. «Серую» получают только за отработанные дни.

Так сколько же платят за физический труд по 11 часов в день без выходных? В целом, как говорит наш земляк, получается около 50 тысяч рублей в месяц. Те, кто работает под землей, получают побольше — по 60 тысяч. Из этой суммы около 30 тысяч перечисляют на карточку, остальное — «серого» цвета. Узбекам и таджикам платят меньше, чем россиянам. Грузинам, поскольку фирма грузинская, — больше.

Проведя несколько несложных расчётов, получаем цифры — если в месяц работник получает 50 тысяч рублей, то в день (выходных, напомню, нет), — 1 666 рублей. Каждый день 11 рабочих часов. Итого, за час работы человек получает чуть больше 150 рублей. Сравните, сколько за час работы получаете вы. Скорее всего, больше, чем метростроевцы.

Что же держит жителя Толбазов на строительстве метро? Что заставляет ездить в Москву и там вкалывать без выходных от рассвета до заката?

— А дома работы нет, — говорит он. — И в деревнях работы нет. Колхозы раньше были, теперь всё развалилось. Поезжу уж до пенсии в Москву, потерплю. Все поезда уже наизусть выучил — какие получше, какие похуже, какие подороже. Однажды даже в общем вагоне из Москвы под Новый год добирался. Сутки сидеть пришлось. Страшно. Больше так не поеду. Я не один из Башкирии езжу метро строить. Еще люди есть. Москва растёт, скоро второе кольцо метро построим. Молодёжь, кстати, на строительстве метро не задерживается — тяжело, а платят немного. Они ищут что-то повыгоднее. И только людям предпенсионного возраста некуда деваться, приходится соглашаться на условия работодателя.

Дай Бог здоровья и терпения нашему герою. Москва действительно растёт и хорошеет. Появляются новые станции метро, новые ветки. И человек вроде доволен и работой, и уровнем доходов. Но мне кажется, что неправильно что-то у нас с оплатой труда. Метростроевец — это звучит гордо. Но только до тех пор, пока он не скажет, сколько получает. Сейчас с высоких трибун высокопоставленные ораторы призывают повышать авторитет рабочих профессий, ориентировать молодежь на приобретение трудовых навыков.

Разве молодежь пойдёт осваивать рабочие профессии, если видит, что они непрестижны?
Автор:Сюткина Евгения Константиновна
Читайте нас: