Все новости
Общество
28 Октября 2013, 19:34

Мигранты в Уфе работают в печи и холодильнике

На нашем рынке труда пока не готовы полностью отказаться от дешёвой неквалифицированной рабочей силы, которую предлагают иностранцы.

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Сегодня труд мигрантов вызывает серьёзное недовольство в обществе. Однако отказаться полностью от дешёвой неквалифицированной рабочей силы, которую предлагают иностранцы, на рынке труда пока не готовы.
Юрист предприятия по выпуску хлебобулочных изделий Юрий Алаторцев рассказывает, что на его производстве задействовано около ста поваров и пекарей из Узбекистана. Средняя зарплата составляет девять тысяч рублей. Из этих денег работники оплачивают проезд и проживание. Вахта длится не менее года. Удивительно, но в течение времени, что работники находятся в республике, они не получают деньги на руки. Предприятие переводит зарплату на банковский счёт сотрудника в Узбекистане.
— У людей по приезду скапливается значительная сумма, — говори юрист, — А здесь мы им деньги не даём. Кормим работников три раза в день, обеспечиваем всем необходимым.
Предприятие находится в структуре Центрального духовного управления мусульман России и производит национальный мусульманский продукт в тандырах. По мнению Юрия Алаторцева обучить россиян работе в тандыре практически невозможно.
— Это невыносимый труд, приходится буквально нырять в раскалённую печь. Люди работают ночью, чтобы утром развезти по магазинам свежий хлеб.
Россияне не соглашаются работать в тяжёлых условиях за маленькие деньги. Но на предприятии даже водители из мигрантов, хотя вакансия постоянно висит в службе занятости и заработную плату предлагают почти 25 тысяч рублей.
— Стажёры-водители не задерживаются на линии больше пяти дней. Почему — непонятно. Вроде, не так сложно развести продукцию по магазинам, — удивляется Юрий Алаторцев, — может быть, дело в специфике самого предприятия, иногда приходится обслуживать религиозные мероприятия, а это не всем по душе.
Индивидуальный предприниматель Альберт Асадуллин, напротив, выпускает российский традиционный продукт — пельмени. Но обойтись без труда иностранцев тоже не может.
— Наши сотрудники практически целый день находятся в холодильнике. Обвальщики и жиловщики мяса поднимают по 130 килограммов говяжьих туш. Зарплату получают порядка 16 тысяч рублей. Ни один россиянин на такую работу за такие деньги не идёт. Да и специалистов в этой области почти не осталось. Помещение училища при Уфимском мясокомбинате было продано.
К нам часто приходят местные безработные по направлению службы занятости, но этим людям нужен только штамп, что они были на предприятии.
Из-за кадрового дефицита с 2007 года уфимское частное предприятие стало привлекать иностранцев. Ежегодно здесь находят работу от 15 до 20 мигрантов.
— Нельзя сказать, что это дешёвая рабочая сила, — говорит предприниматель, — человек приезжает фактически без денег. Чтобы его легально трудоустроить, нужно потратить не менее пяти тысяч рублей на оформление документов. Все расходы предприятие берёт на себя.
Бытует мнение, что мигрантов легко обидеть и им можно меньше платить, но Альберт Асадуллин, исходя из личного опыта общения со своими работниками, утверждает:
— У нас работают таджики из Узбекистана, они довольно воинственные и хитрые люди. Платить разную зарплату им и россиянам просто не получится.
Уфимский предприниматель ратует за легальную миграцию, честные отношения между работодателем и сотрудниками. Он не задаётся вопросом: кого выгоднее взять — приезжего или местного работника: «лишь бы человек добросовестно выполнял обязанности, которые на него возложены».
— К нам приезжают простые работяги, чтобы прокормить свою семью. Если им создать нормальные бытовые условия, то они вполне достойно себя ведут. В основном, это люди чистоплотные, не курят, не пьют. К тому же, важно понимать, что легальные мигранты отчисляют средства в российский пенсионный фонд, принося экономическую пользу стране.
Легальные мигранты помогают существенно решать кадровые проблемы и на предприятиях по чистке и уборке помещений. Средняя зарплата дворников и уборщиков в Уфе составляет восемь-девять тысяч рублей. Индивидуальный предприниматель Валерий Высоцкий нанимает порядка 15 работников-мигрантов.
— Проблема в том, что наши люди действительно не хотят идти на низкооплачиваемую работу. А если и идут, то это социально опустившиеся люди, или сезонные рабочие из деревень, или студенты.
Валерий Высоцкий знает, почему именно мигранты соглашаются на такой труд. «У нас уборщиками работают и врачи, и медсёстры, и учителя из Средней Азии. За пять лет они здесь в России зарабатывают себе капитал, на который могут купить дом на родине».
Если для мигрантов непрестижный низкооплачиваемый труд приносит выгоду, то какое значение для нашей экономики имеет иностранный труд? В Башкирии, по данным экспертов, экономическая зависимость от иностранной рабочей силы весьма незначительная. Доля легальных мигрантов в общей численности занятого населения республики составляет в среднем 0,9 процента.
Между тем, Советом по общественному контролю за эффективностью использования государственных средств при Президенте Башкортостана было отмечено, что рост числа трудовых мигрантов республики приводит к усилению скрытой социальной напряженности в обществе за счет снижения темпов роста заработной платы в соответствующих отраслях экономики, уменьшения числа свободных рабочих мест для постоянно проживающих в республике граждан и оттока местных жителей в другие регионы в поисках работы и достойной оплаты труда.
Автор:Ахметшина Виолетта
Читайте нас: