Разработка уфимского ученого положена в основу технологии строительства быстровозводимых американских домов. «Общественная электрогазета» уже сообщала о том, что именно на практике США остановил свой выбор Президент Башкортостана в поисках решения проблемы с доступным и комфортным жильем. В публикации
«Американцы обеспечат уфимцев доступным жильем» говорится о налаженном в Стерлитамакском районе республики совместном производстве таких домов, которое организовал владелец американской компании Medved International LLC Вячеслав Райхфельд. Уроженец Уфы, он, собственно, и есть тот самый специалист, чья запатентованная разработка применяется при строительстве.
— Вячеслав Львович, на этот раз Вы предстаете перед нашими читателями уже не как строитель и бизнесмен, а как ученый. Расскажите подробнее о своем ноу-хау.
— Начну с того, что называть меня ученым, наверное, не совсем корректно. Скорее, я сам постоянно чему-то учусь — внимательно наблюдаю за тем, что происходит в природе и в обществе, стараюсь быть в курсе последних тенденций. Технологию, о которой идет речь, я в своем быту применяю уже много лет, где-то с конца 1970-х годов, так что она испытана временем и определенно дает результат. Более того, это не новая разработка: в таких отраслях, как самолетостроение, к примеру, она используется достаточно длительное время. Я же впервые массово применил ее в домостроении. Суть ее заключается в сохранении тепла внутри помещения за счет особой стеновой конструкции. Согласитесь, в условиях суровой российской зимы проблема обогрева жилья и других зданий и сооружений весьма актуальна, в том числе в свете снижения как энергетических, так и финансовых затрат. Как известно, отопление в традиционных строениях из камня, кирпича, дерева обходится очень дорого, при этом основная часть энергии уходит именно на прогрев стен из этих материалов. Наши же стены не требуют такого количества энергозатрат, поскольку устроены таким образом, что позволяют искусственно создать и регулировать оптимальную для нас «точку росы», и максимальное время прогрева дома площадью 100 квадратных метров составляет не более одного часа.
— Чтобы дальнейший разговор был понятен всем нашим читателям, давайте поясним, что такое «точка росы».
— «Точка росы» — это температура, при которой содержащийся в воздухе водяной пар при соприкосновении теплой и холодной поверхностей конденсируется в капельки воды. Так вот, определив эту точку, необходимо влагу, которая образовывается внутри стен и крыши, извлечь наружу — во избежание появления плесени, коррозии и преждевременного старения. Для этого мы разработали вентилируемые изнутри стены и крышу. Между двумя разного типа утеплителями внутри стены остается пятисантиметровая прослойка воздуха — тот самый вентиляционный канал, который выведет влагу наружу — через стену, потолок, «конек» крыши. Для того чтобы увеличить скорость вентиляции, мы используем наклонные крыши: ускорение движения воздуха достигается за счет разницы высот от нуля до трех с половиной метров. В одноэтажных домах у нас и потолок наклонный. Кроме того, мы позаботились о том, чтобы продлить срок службы утеплителя внутри стены. Здесь использована методика, которую в США начали применять еще в середине прошлого века для поддержания нужной температуры в рефрижераторах. Для этого очень важно не дать утеплителю сползти — а сползает он в тех случаях, когда становится мягким. В то же время, чем мягче утеплитель, тем больше в нем воздуха, тем выше коэффициент теплопроводности. Вот мы и использовали в домостроении максимально мягкий вариант утеплителя в стене, который при этом удается максимально долго удержать в вертикальной плоскости в одинаковом количестве на всей поверхности стены. Для этого мы установили перемычки, просверлили в них вентиляционные отверстия, поставили шипы, на которые насажен утеплитель – они и не дают ему сползти. Сами же шипы не доходят до поверхности стены – она из гипсокартона, тем самым они не создают термомоста. Это и является тем ноу, которое позволяет и удерживать утеплитель по всей плоскости стены равномерно, и увеличить срок его жизни, и дает возможность одному утеплителю не касаться другого на том расстоянии, которое задумано изготовителем. В нашем случае это пять сантиметров при семи-десятисантиметровом слое утеплителя. В этом месте, мы предполагаем, «точка росы» будет при разнице температур в 55-80 градусов.
— Получается, что главным врагом в борьбе за сохранение тепла вы считаете влагу?
— Главный враг, конечно, не сама по себе влага, ведь вода — это жизнь. Но в то же время излишняя влага мешает существованию жилья. Внутри образуется плесень, которая является причиной многих болезней. В древности некоторые народы сжигали здание, где завелась черная плесень, покидали насиженные места. Взять, к примеру, кирпичное здание: «точка росы» находится глубоко внутри. Если здание постоянно не греть, затрачивая гигантское количество энергии, то практически получается, что оно начинает «цвести». То же самое происходит с деревянным строением, так как дерево - это цельная структура, попасть внутрь которой можно, но очень сложно и дорого. Что же касается здания, внутри которого существует вентиляция, то оно имеет идеальную ремонтопригодность. Нельзя исключить возможности, что внутрь такого строения попала влага — какая-то аварийная ситуация с протеканием или, к примеру, растения, обвивающие фасад с внешней стороны дома, могут поменять представление о наших расчетах. Так вот, в подобных случаях, отвернув определенное количество саморезов, можно снять лист — при этом все используемые листы стандартные, заменить утеплитель на новый, что не займет много времени и не потребует больших трудозатрат.
— Однако дерево и кирпич — это натуральные, природные материалы. А ваши стены — это больше химия. Что вы можете сказать об их экологичности?
— Хороший вопрос. В нашем доме химии не больше, чем в любом, другом — кирпичном или бетонном — здании. OSB-панели мы используем только на покрытие крыши и отделки внешней части дома. Исходя из этого, токсичные вещества во внутренних помещениях присутствовать не могут. В нашем доме благодаря вентиляционному пространству внутри стены существует разница давления между внешней частью стены и внутренней воздушной прослойкой — вентиляционным каналом. Так как он находится внутри, то постоянно «подсасывает», впитывает в себя влагу и испарения от обоев, обойного клея, различных красок, шпаклевок и так далее — все это как бы вентилируется внутрь стены, а не остается в самом помещении. Далее скопившиеся внутри стены элементы выносятся наружу через «конек» крыши. Таким образом, вредных веществ в помещении быть не может. Понятно, что обычно все это «высасывает» форточка, вытяжка, но прежде чем дойти до них, воздушная масса проделывает достаточно длинный путь, в нашем же доме к этим традиционным каналам добавляются еще и стены.
— В разговоре о стенах мы ничего не сказали про фундамент. Какова она — основа ваших домов?
— В каменном или деревянном доме фундамент должен быть очень массивным, поскольку вес у этих зданий очень большой. Но каким бы он ни был, он опять же требует вентиляции, каких-то пароизоляционных материалов, гидроизоляционных материалов — много чего. Можно избавиться от этого, поставив здание на определенном расстоянии от земли. Вентиляция фундамента нужна для чего? От земли исходит влага, она проникает в здание, засасывается зданием, и оно в нижней части гниет, ржавеет, приходит в негодность. В наших домах иная картина. Мы можем ставить его как в классическом варианте, так и на свайный фундамент – в виде винтового, буронабивного: он может быть каким угодно. Если поверхность не имеет рельефа, уклона, то пространство между полом и землей составляет минимум 50-70 сантиметров. Это свободное пространство с естественной вентиляцией. Для изоляции помещения применяется армированная пленка, которая препятствует проникновению влаги внутрь, ведь в любом случае в нижней части дома проходят канализационные коммуникации, которые надо обслуживать. И в нашем варианте содержание самого фундамента и проходящих там коммуникаций обходится проще и дешевле.
— Вы так подробно обо всем рассказываете! Не боитесь раскрывать свои секреты, особенности производства?
— В США и России они мной запатентованы, так что если кто-то захочет воспользоваться ими в обход закона, то я заработаю еще и на этом, поскольку на сегодняшний день Гражданский и Уголовный кодексы РФ твердо стоят на защите интеллектуальной собственности и, соответственно, меня как правообладателя.