На какие только уловки не идут некоторые риэлторы ради своей выгоды. Один из нечестных способов их работы описывает Светлана из Нефтекамска. «Подала в одну из местных газет объявление о продаже квартиры, — пишет она. — Потом в этой же газете обнаружила объявление аналогичного содержания, но с другими контактными данными. Сначала не поверила своим глазам. Кто-то продает мою квартиру?! На первый взгляд, все сходилось. Объявление словно под копирку было написано с моего. Решила прояснить ситуацию, позвонив по указанному телефону. Представилась покупателем. И точно: речь шла о моей квартире! Оказалось, что её без моего ведома продаёт некое агентство недвижимости! Позвонила еще раз. Чтобы возмутиться. И что бы вы думали? Риэлтор ничего отрицать не стал и, как ни в чем не бывало, заявил мне: «А что в этом такого? Разве вы не хотите продать квартиру? Так мы вам поможем сделать это гораздо быстрее».
— Действительно, что в этом такого? — удивляется в разговоре с корреспондентом «Электрогазеты» и директор одной из крупных риэлторских компаний Уфы, который захотел остаться неизвестным. — Истерика продавца в данном случае мне непонятна. Чего он боится? Ведь в сущности он ничего не теряет…
«Дело в том, что я хочу продать свою квартиру без участия посредников — объясняет Светлана. — А здесь риэлторы пытаются навязать мне свои услуги. Ведь согласия на размещение объявления я не давала».
Комментатор «Электрогазеты», директор риэлторской фирмы, говорит, что не склонен верить таким жалобщикам, как Светлана.
— Скорее всего, она сама позвонила в эту фирму и попросила включить в базу данных информацию о квартире, а теперь пытается умолчать об этом.
Есть такое понятие «информационная квартира». Человек, который не готов подписать договор на оказание услуг, просит разместить сведения о квартире в базах данных компании, чтобы предлагать ее покупателям. Иногда мы тоже принимаем такие заявки. И я не считаю, что в этом случае присутствует какой-то обман.
Но Светлана уверяет, что «риэлторам не звонила и никакого согласия на посредничество не давала».
— Конечно, такое согласие необходимо, — замечает наш эксперт, — но доказать, было оно или нет, довольно сложно.
Итак, риэлтор ничего дурного в поведении своего коллеги не усматривает.
А вот директор офиса финансового омбудсмена в Республике Башкортостан Валерий Шарипов, наоборот, считает, что в данном случае речь идет о мошенничестве либо незаконном предпринимательстве.
— Это введение в заблуждение потенциальных покупателей. Размещение объявления — публичная оферта. Потенциальные покупатели выйдут на того, кто подал объявление. А есть ли у последнего полномочия совершать какие-либо действия? Нет. Потому что нет ни агентского договора, ни договора поручительства. А покупатели и не предполагают, что не существует никаких договорных отношений между продавцом и риэлтором. А они обязательны. В противном случае, это незаконное предпринимательство. Ведь что, по сути, получается: продаются ваши вещи, а вы — ни сном, ни духом.
Валерий Шарипов рекомендует Светлане подать заявление в правоохранительные органы, приложив к нему копию свидетельства о праве собственности и копию объявления риэлторов.
Разбираться через суд наша героиня, к сожалению, не хочет. А зря. Возможно, в некоторых случаях стоит идти до конца. Чтобы, как говорится, другим неповадно было.