Я рассмотрю некоторые аспекты легализации.
Выражение «легализация оружия» не случайно взято в кавычки. Оно часто употребляется, но не отражает сути предлагаемых мер. Кем предлагаемых – об этом мы также поговорим.
Но сначала — о терминах. Оружие в России уже легализовано, поэтому говорить о «легализации оружия» бессмысленно. Уже сейчас обычный гражданин (то есть не военный, не сотрудник силовых ведомств и не чиновник) может купить оружие. Разрешено так называемое «оружие самообороны», к которому относится, в том числе, травматическое и газовое оружие, а также охотничье оружие. Последнее с технической точки зрения также может использоваться для самообороны.
За время, прошедшее с момента ликвидации СССР, наши граждане довольно сильно натерпелись от преступного мира. Поэтому неудивительно, что некоторые стали задумываться о вопросах самообороны. И на текущий момент мы имеем множество людей, убеждённых в том, что обороняться лучше всего с помощью специально предназначенного для этого оружия.
Проблема в том, что разрешённое простым смертным оружие является либо слишком слабым (травматическое, газовое), либо слишком сильным (охотничье). Запрещена золотая середина — короткоствольное оружие самообороны (КСО). Под этим термином понимаются пистолеты и револьверы, нарезные, без возможности ведения автоматического огня, с достаточно большой дульной энергией (начиная приблизительно с 250 Дж).
Помимо неорганизованного множества сторонников легализации КСО, в нашей стране существует общественное движение «Право на оружие», объединившее вокруг себя приверженцев этой меры. Организация ставит перед собой следующие задачи: популяризация гражданского оружия, способствование легализации КСО, а также оказание правовой помощи владельцам гражданского оружия и лицам, которым грозит уголовное преследование за самооборону.
Движение имеет координаторов в 54 городах РФ, в том числе в Янауле и Октябрьском.
В соответствии с социологическими исследованиями группы «Циркон», легализацию КСО поддерживает 30 процентов россиян, причем это число медленно, но верно растёт. Примечательно, что среди тех, кто подвергался преступным посягательствам, поддерживают меру в четыре раза больше респондентов, чем среди тех, кто не подвергался (32 процента и восемь процентов, соответственно).
Из других исследований известно, что легализацию КСО более поддерживают молодые, чем пожилые, богатые, нежели бедные и сельские жители, нежели городские. По уровню образования выраженной зависимости нет.
То есть — как это повлияет на насильственную преступность?
Я постараюсь развернуто ответить на этот вопрос.
В разных странах — разное оружейное законодательство. Вычленить именно этот фактор из множества, влияющих на преступность на некоторой территории, сложно. Преступность зависит от различных обстоятельств. Прежде всего — уголовное законодательство, очень большой и сложный объект для изучения. Даже такой, казалось бы, посторонний фактор, как развитость общественного транспорта — влияет на преступность в городе. Поэтому самым правильным исследованием будет сравнение преступности на одной и той же территории до разрешения КСО и после (или наоборот). Самый простой показатель преступности — это число убийств в год на 100 000 населения.
Начнем с наших ближайших постсоветских соседей — Литва, Латвия, Эстония и Молдавия. А в голове будем держать число убийств в РФ — 10,2 (по данным 2012 года).
Эстония. Закон, разрешающий гражданам владеть огнестрельным оружием, в том числе короткоствольным, был принят в 1995-м году. В 2001 году были внесены поправки, смягчающие условия получения. Число убийств на 100 000 населения снизилось с 16,58 в 1995-м до 6,3 в 2010 году.
В Латвии аналогичный закон об оружии был принят в 1993 году. Число убийств снизилось с 11,45 в 1995 году до 3,6 в 2010-м.
Литва. Закон был принят в 1996 году и предписывает скрытое ношение. Число убийств упало с 13,51 в 1995 году до 5,6 в 2009 году.
Молдова. Закон об оружии был принят в 1994 году. Не разрешаются крупнокалиберные пистолеты (более девяти миллиметров). Уровень убийств упал с 8,39 в 1995 году до 5,9 в 2007-м.
Обратимся к опыту США, самой вооружённой страны мира.
США — довольно редкий (может быть, даже уникальный) случай, когда право граждан на оружие закреплено в конституции страны. С середины 80-х годов и до президентства Барака Обамы в США наблюдается выраженная тенденция либерализации оборота гражданского оружия. Выбивается из этой тенденции только действовавший с 1994 по 2004 годы запрет на штурмовые винтовки. Число штатов, в которых разрешено скрытое ношение оружия (по лицензии), выросло с 9 до 40.
Синяя линия — доля граждан, живущих в штатах с режимом «shall-issue» — то есть «должны разрешить», если нет противопоказаний, либо со свободным владением. Красная — общее число насильственных преступлений.
Абсолютное число единиц оружия стабильно растёт и сейчас. По оценкам, составляет 230 миллионов единиц. Примерно с 1991 и по 2002 годы преступность в стране стабильно падала и остановилась на относительно низком уровне. Уровень убийств составляет 4,8 на 100 000 (2012 год).
США является хорошим объектом для изучения, поскольку разные штаты имеют всё-таки сходные политические, экономические и социальные условия (как территориальные подразделения внутри одной страны), но разное оружейное законодательство.
Следующие диаграммы я построил по данным из Википедии:
Индекс Brady Champaign Score — уровень запрета на оружие по 100-балльной шкале. 100 — самое строгое законодательство. Видно, что строгие запреты отнюдь не способствуют безопасности. Площадь кружка показывает население штата.
Вывод аналогичен. Меньшее количество владельцев оружия не способствует низкой криминальной активности.
Гондурас — небольшая страна, пожалуй, в самом криминально опасном регионе мира. В 2007 году было запрещено ношение оружия (как скрытое, так и открытое), при этом осталось право на приобретение и хранение. Эта мера совершенно не смогла переломить существующий тренд увеличения преступности, и сейчас Гондурас — мировой лидер по количеству убийств, 91,6 на 100 000 населения (2012 год).
Великобритания. Жёсткий запрет на владение оружием был введён в 1997 году. Преступность увеличилась.
(Дополнительные сведения здесь.)
Примечательно, что с начала ХХ в стране также была тенденция ужесточения оружейного законодательства.
(Эти и другие данные можно узнать из экспертного «доклада Торшина».)
Далее мы разберём данные в статике, теоретическое объяснение наблюдаемых фактов, распространённые возражения против легализации и один технологический аспект.
Продолжение следует.