Интересное получилось совпадение. Несколько дней назад российские газеты вышли с заголовком «Лифты станут роскошью». Речь шла о том, что с введением в будущем году «энергопайков» для населения «кондиционер станет настоящей роскошью. По бешеным расценкам придется платить и за лифт в доме и освещение подъездов — на общедомовые нужды тоже распространили соцнорму». И темой очередного заседания коллегии Контрольно-счетной палаты республики вслед за этим тоже стали лифты — только речь шла уже о том, как выполняется адресная программа по замене лифтов в многоквартирных домах.
Впрочем, это тоже напрямую касается наших с вами кошельков. Программа финансируется не только республиканским и городскими бюджетами (они «скидываются» примерно пополам), но и из карманов собственников жилья: в 2011-м граждане вложили в нее 12 миллионов, в 2012-м — уже 15. Общее же финансирование программы постоянно снижается (в феврале его урезали в три раза), хотя необходимость менять лифты давно назрела: из восьми тысяч треть уже выработала ресурс. Это значит, что возраст лифта превысил четверть века, и кататься на нем — удовольствие рискованное.
— Это источник повышенной опасности... От малоприятного сидения в лифтах несколько часов до смертельных случаев, — подчеркнул глава КСП Салават Харасов, правда, затем перешел на «этикет», призвав мужчин входить в кабины лифтов первыми, а выходить, наоборот, последними, пропуская вперед себя женщин и детей. Правила известные, конечно, «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», но хотелось бы, чтобы и государство, запустившее программу по замене старых лифтов, позаботилось о нашей безопасности.
С этим, как выяснилось, есть некоторые проблемы. Дело не только в том, что программа «заметно отстает», как сказано в отчете: в 2012 году поменяли всего 117 лифтов из двух с половиной тысяч выработавших свой ресурс. Дело и в том, что к безопасности новых лифтов есть вопросы. Ревизоры КСП во время выборочной проверки обнаружили, что в новом лифте в доме на улице Гафури в Уфе некоторые запчасти, в частности, лебедка, — 2007 года выпуска, а по документам всё новенькое. «Об этом было сообщено в МВД для дальнейшей проверки на предмет возможного использования подрядчиком бывшего в употреблении оборудования», — сказано в отчете. Однако МВД в возбуждении дела отказало. Сослались на то, что «комплектность каждого выпускаемого лифта является компетенцией завода-изготовителя».
Правда, при этом представитель ОБЭП рассказал, что уголовные дела, похоже, всё же будут, но по другому поводу: оказалось, подрядчики включали в сметы работ и покупку тросов, и тому подобное, а всё это уже шло в комплекте с лифтами с завода. Это выяснилось, так сказать, «попутно». Проверка же по дому на Гафури кончилась ничем: мол, старая лебедка пришла с завода по документам новой, направили запрос на завод, они не подтвердили...
— Так надо написать претензию на завод, а то вдруг они сами не знают, что у них в цехах делается, — встревожился Салават Харасов.
Тревожиться надо скорее не за завод, а за нас. Если лифты, как обещают, действительно станут дорогим удовольствием, то хочется хотя бы не рисковать и не висеть в кабине на старом тросе, малоудачно замаскированном под новый.