Моя пятилетняя дочь очень любит сказку про Золушку. Эту книжку мы зачитали до дыр. И знаем наизусть.
А буквально на днях такой разговор с подругой вышел.
— Решила не читать своей дочке сказки типа «Золушки» и «Морозко», — неожиданно заявила она.
— Почему? — удивилась я. — Мы, например, чуть ли не каждый день под «Золушку» засыпаем…
— Не хочу, чтобы ребёнок получил сбой в программе с пелёнок. В этих сказках кто терпит, кого унижают и на ком ездят, тот и молодец. Сама-то ты уважаешь таких «тюфяков»? Короче, я не хочу, чтобы дуры Золушки и Настеньки пудрили моей дочке мозги. Это в сказках они остаются в шоколаде, а в жизни другой расклад.
По-моему, есть повод задуматься.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок стал хорошим человеком, умным, успешным, без комплексов и т.д. При этом любое детство — это чтение сказок. А они действительно могут заложить в ребёнка программу, ведь в сказках всё упрощается — чёрное и белое, хорошее и плохое. И ребёнок вбирает в себя эти ценности. А вот подходят ли эти ценности для нашей современной жизни? Может, права подруга? Не вырастут ли дети на сказках про Золушку и Настеньку из «Морозко» и тому подобных слабыми, безответными, бесхребетными, не готовыми к жизни? Может, действительно, уже устарели эти сказки? Может, заменить их «гарри поттерами», «шреками»? Или это не сказки устарели, а наша жизнь катится куда-то не туда?..
Порассуждать на эту тему мы попросили двух психологов — Олега Кушнерука и Алису Курамшину.
— Вопрос достаточно многоаспектный. Изначально роль сказок для детей неоценима. Потому что они способствуют зарождению и становлению воображения, без которого невозможно развитие наглядно-образного мышления.
Именно в процессе воспитания дети через сказки получают базовые понятия добра, зла, хитрости, коварства и т.д. Эти понятия и ценности далее, в процессе становления, на основе жизненного опыта могут трансформироваться и дополняться более широким смыслом. Но именно они, понятия, заложенные в детстве, останутся у человека на протяжении всей жизни. Их он будет использовать при построении или идентификации каких-либо образов.
Теперь о времени и сказках. Да, конечно, наше мировоззрение в пять лет не сравнимо с мировоззрением теперешних пятилетних детей. Тем не менее думаю, что воспитание и у нас, и у нынешних детей начиналось с одного и того же. Те же мячики, пирамидки, кубики, мишки, машинки и, конечно же, сказки. Мы воспитывались на истинно русских, пусть национальных, но адаптированных к нашему образу мышления сказках. Сейчас это присутствует тоже, но родители в большинстве своем идут на поводу у заграничных маркетологов, помогая им зарабатывать деньги. «Поттер», «Шрек», «Братство кольца»… Что кроме красочной картинки у детей осталось после прочтения этих книг? Что они вспомнят и что будет им полезным? Вот эти произведения уж точно далеки от реальности. Возможно, есть повод задуматься об их полезности.
Ценности и идеалы неизменны, каждый человек сам делает их актуальными или незначимыми в определенное время.
В упомянутых сказках про Золушку и Настеньку порицаются жадность и зависть, вознаграждается добро. Сам антураж сказочности берет верх. Терпение вознаграждается. Конечно, от родителей зависит, что увидят их дети в этих сказках, какие акценты будут расставлены и где. Не думаю, что эти сказки устарели.
— Безусловно, сказочный мир, создаваемый самим ребёнком и всем, что его окружает, формирует его представления о мире и взаимоотношениях в нём. Но было бы ошибочным считать, что сказки по этой причине должны носить сугубо практичный, правильный смысл. Неоднозначность, метафоричность — вот, что присуще сказкам, и именно это позволяет ребёнку выработать свой взгляд на мир, не будучи ограниченным заранее заданными рамками. Вот, к примеру, сказка «Курочка Ряба» — о чём она? Нелогичность поступков её героев стала уже притчей во языцех, тем не менее она остаётся одной из самых популярных сказок в нашей стране. Конечно, есть более однозначные: «Репка» — о взаимовыручке, «Колобок» — о доверчивости, «Мальчик-с-пальчик» — о находчивости и т.д. А «Золушка» или «Морозко» — разве они не о трудолюбии, нестяжательстве и скромности? Стоит порою несколько сторониться авторских сказок. Например, та же «Золушка» или «Рапунцель» в «исполнении» братьев Гримм представляются достаточно жестокими произведениями, которые я бы не рекомендовала для прочтения детям младше семи лет. Детские сказки должны быть позитивными и жизнеутверждающими. Поэтому просеянные временем они приносят добро, веру, надежду и любовь в мир ребёнка через свой метафоричный язык. К современным же произведениям я бы относилась на месте родителей со здравой долей недоверия, подбирая добротные сказки, как качественную еду для своего малыша.
Итак, каждый родитель решает сам, какие сказки читать своим детям, какие акценты и приоритеты расставлять. Лично мне, выросшей на наших старых добрых сказках, приятнее воспитывать дочь именно на них. Так что «Золушку» будем продолжать читать.