«Устлан путь наш длинный золотым ковром…» — печатными буквами выведено в школьной тетрадке. В силе нажима на гриф карандаша чувствуется старание. Угадывается нетвердая детская рука.
«Дед Мороз», «Приход зимы», «Летний сад» и «Весенние забавы» — четыре стихотворных произведения, словно времена года восьмилетней поэтессы Ирины Варицкой.
У девочки тяжелый диагноз — ДЦП. Но это не повод для отчаяния. Мама с дочкой стараются, трудятся. Окончили второй класс. Регулярно проходят реабилитацию.
— Правда, попасть в реабилитационный центр в Уфе очень сложно, — делится мама Олеся. — Приходится ждать по полгода. Иногда очередь подходит, а мы заболели, простыли. Остается обращаться в платные центры. Финансово, конечно, тяжело. Но справляемся.
Олеся Черноиванова из той категории людей, которые рассчитывают только на собственные силы. Не жалуются, не ропщут.
Девочка растет. Ее физически с каждым днем все сложнее выводить на улицу. Квартира расположена на четвертом этаже в доме без лифта. Пока старую детскую коляску приноровились оставлять на первом этаже. Благо, подъезд приличный, с кодовым замком, и соседи с пониманием относятся.
Поскольку коляски, которые выдает государство, абсолютно не приспособлены для поездок в транспорте и зимних прогулок, Олеся обратилась в благотворительный фонд. В конце июня она ожидает специализированную коляску из Польши. Вот тогда прогулки станут комфортными и более продолжительными в любое время года.
Однако решение одной проблемы порождает новые. Необходимо будет оборудовать подъездную лестницу съемным пандусом.
— Работники ЖЭУ сами его устанавливают, — говорит Олеся. — Правда, требуется одобрение сверху. Поэтому придется обращаться к депутатам, писать главе администрации.
Квартирка маленькая, однокомнатная. Кроме Олеси и больного ребенка, в ней ютится еще бабушка. Для Иришки здесь заключен весь мир. Спальный уголок, рабочее место для школьных занятий, спортивная стенка. И никакого простора для движений, так необходимого для выздоровления.
Ирина в школу не ходит. Занимается дома. Находится на дистанционном обучении. Монитор компьютера, клавиатура и скайп — вот и все ее школьное окружение. Через глазок видеокамеры девочка общается со сверстниками. Хотя и такая связь дается с трудом. Ведь ее друзья также ограничены в возможностях. Кто-то плохо говорит, кто-то медленно печатает.
О книгах, феях и пиявках
Ирине часто дарят книги, зная про ее страсть к чтению. «У меня столько книг, хоть сто лет читай, не перечитаешь», — говорит она. Сейчас увлечена приключенческой литературой, уже прочитала все детские рассказы Носова, «Маленького принца» Экзюпери.
Всерьез задумывается о том, чтобы в будущем открыть приют для животных. «Ведь в мире много кошек и собак, которых бросают. Им всем нужно помочь. Особенно маленьким котятам и щенкам. Они такие проныры неразумные, часто теряются».
Еще Ирине подарили куклу Винкс. И теперь она увлеклась сказочным миром фей. «Интересно, а принцесса Блум найдет своих родителей? И представляете, ее родная сестра водная нимфа, вроде пиявки», — охотно рассказывает девочка, радуясь всякой возможности пообщаться.
— В недавнее время медицинские пиявки были нашими домашними животными, — поясняет мама. — Они у нас жили в банке. Мы их выращивали для терапии.
Ирина любит слушать музыку и песни. Поет девочка акапельно, так как с нарушением речи трудно попадать в ритм мелодии. Но Ирина не комплексует и с удовольствием выступает на утренниках в школе и санаториях. Ее музыкальные пристрастия довольно поразительны. Например, нравятся «Половецкие пляски» из оперы Бородина или «Дилайла» в исполнении Том Джонса. А под саундтрек к фильму «Реквием по мечте» девочка танцует!