Сегодня в редакции «Электрогазеты» состоялся серьезный разговор о погоде. Руководитель Башкирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Анна Козаева в прямом эфире традиционной по средам онлайн-конференции ответила на 24 вопроса наших читателей.
Главный синоптик республики подробно и обстоятельно рассказала пользователям i-gazeta.com о работе Башгидромета. И, конечно, в канун праздничных выходных дней, в самый разгар весеннего посадочного сезона Анна Козаева поделилась со всеми жителями Башкирии метеопрогнозом, как говорится, из первых уст:
- В целом 9 мая погода нас порадует. Хотя завтра будет чуть облачнее, чем сегодня. По северо-востоку республики есть вероятность небольших дождей. Температурный режим в утренние часы повысится от четырех до 10 градусов, днем во второй половине дня воздух прогреется на солнце до 16-18 градусов, ветер будет достаточно слабый. Поэтому погода ожидается довольно комфортная.
Раиль Ахметович:
- Сколько метеостанций должно быть в нашей республике? Сколько работает в действительности? Хватает ли их?
- Существует индекс нормативной плотности. Безусловно, на территории республики дефицит станций. Дело в том, что у нас 54 административных района, а станций всего 32. Конечно, чем больше станций, тем точнее прогноз. Для сравнения в Финляндии на той же площади 400 автоматических станций. Вообще у нас автоматических станций мало, мы только начинаем их устанавливать. В основном наши станции с персоналом. Поскольку Россия - страна больших возможностей вандализма. Просто так дорогостоящее оборудование мы не можем установить. Даже на гидрологических постах обыкновенные тросы, сваи выкапывают и сдают на металлолом. Поэтому станцию стоимостью 25 тысяч долларов мы не можем бросить на произвол судьбы. Необходимо видеонаблюдение, обслуживание. Автоматические станции размещаем возле администраций, например, в Южно-Уральском заповеднике.
Зинаида Яковлевна:
- Скажите, пожалуйста, применяются ли на метеорологических станциях современные приборы? И какие? Насколько они помогают в составлении прогнозов?
- Основные метеорологические параметры – это давление, температура, ветер, влажность. И приборы используются те, которые изобретались еще во времена средневековья. Но в 2010 году была проведена модернизация, поставили полуавтоматические комплексы с автоматическими датчиками давления, влажности, температуры. В этом году мы перешли на них, но параллельно используются все те же самые психометрические будки, потому что часть комплексов по техническим причинам не всегда действует.
Между тем, существуют и другие наблюдения, которые проводит наше управление. Наблюдение за теплом в атмосфере, за сиянием солнца. Есть три станции, где ведутся наблюдения за испарениями земли. Есть снегомерные маршруты, по которым наши специалисты определяют запасы воды в снеге. Кроме прогнозов погоды составляются агрометеорологические прогнозы. То есть, проводится большой комплекс наблюдений.
Лиза:
- Планируется ли в республике модернизация метеостанций в ближайшее время и какие средства будут на это затрачены?
- Существует несколько федеральных программ. По первому этапу модернизации технического вооружения Росгидромета мы получили 32 метеорологических комплекса, о которых уже говорилось. Также сейчас устанавливаются четыре автоматических гидрологических комплекса. Во второй этап модернизации на 47 гидрологических постах будут устанавливаться автоматические комплексы. Это дорогостоящее оборудование. В рамках модернизации воздушного пространства в данное время идет монтаж системы радиолокатора. Средняя цена локатора - 100 миллионов рублей. Для нашей республики необходимо пять таких локаторов, радиус охвата - около 200 километров. С их помощью можно наблюдать опасные метеоявления - шквалы, ливни, грозы.
Светлана:
- Сколько человек работает в вашем Гидрометцентре и чем каждый из них конкретно занимается?
- В Гидрометцентре семь отделов: гидрологии и водного кадастра, метеорологии и климата, агрометеорологии – занимается влиянием метеорологии на сельское хозяйство, отдел синоптиков, прогноза загрязнения атмосферного воздуха, отдел фонда данных и отдел сети.
Вообще Гидрометцентр часть Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Наша сеть – это 32 метеорологические станции и 68 гидрологических постов. И сеть центра мониторинга – это 20 пунктов наблюдений за загрязнением воздуха и 47 пунктов наблюдений за водными объектами. Кроме того, специалисты выезжают на определение химического состава почвы, ведется экспедиционное наблюдение.
Любовь Михайловна:
- Некоторые уже испугали народ предстоящим особенно жарким летом, которое якобы обещает быть еще суровее, чем прежде. Стоит ли готовиться к сильному зною и засухе, чего нам ждать?
- Сезонными прогнозами занимаются Гидрометцентр России и главная обсерватория в Петербурге. Официальный сезонный прогноз размещен на сайте Росгидрометцентра в специальном разделе. Любой желающий узнать, какое нас ожидает лето, может зайти на сайт. На основании этого прогноза я могу сказать, лето ожидается теплое, около и на один градус выше нормы. Наиболее сухой и теплый ожидается июль, июнь и август близки к средним многолетним значениям, а сентябрь тоже теплый и сухой. Обеспеченность этого прогноза составляет 72 процента.
Я думаю, что повторения экстремально жаркого лета 2010 года в 2013 году ждать не стоит. За сто лет наблюдений 2010 был самый теплый год. Я часто встречаю в печати, что температура воздуха ожидается 50 градусов, но такая температура может быть только на почве. В Уфе наблюдался абсолютный максимум плюс 38 градусов, по югу республики 42 градуса.
Татьяна:
- Скажите, пожалуйста, почему не разгоняют в Уфе дождевые тучи на праздники? Сколько стоит такое удовольствие? Есть ли еще методы управления погодой?
- В Росгидромете существует военизированная служба активного воздействия на атмосферные процессы, которая занимается разгоном облаков. У нашего управления нет лицензии на активное воздействие. Могу сказать, что это дорогое удовольствие. Вылетает специальный самолет- лаборатория, который рассеивает реагент в атмосфере. Воздействие довольно короткое часа на два-три, потому что атмосферные процессы очень мощные. Только в Москве и Санкт-Петербурге проводят активное воздействие в атмосфере. На Северном Кавказе стоят специальные пушки для разгона кучево-дождевой облачности. У нас нет таких активных атмосферных процессов, которые бывают при сочетании земля-горы-море, поэтому нет необходимости в подобной службе.
Петр, Ишимбай:
- Насколько, по-вашему, адекватны прогнозы вашей службы? Если брать по факту, на сколько процентов они сбываются? И еще, ваше мнение: прогноз на сколько дней считается малоинформативным? Можно ли верить погоде на ближайшую неделю, например...
- В связи с развитием численного моделирования атмосферных процессов и с внедрением сверхмощных компьютеров, когда за секунду выполняется миллиард операций, точность прогнозов увеличилась. В мире существует большое количество моделей расчета прогнозов. В основном зарубежных авторов. Мы тоже работаем по этим прогностическим схемам.
А самый информативный прогноз – это прогноз на неделю. Самый надежный – это сверхкраткосрочный на три-девять часов. Краткосрочный прогноз – до трех суток. Другие прогнозы имеют небольшую оправданность.
Александр:
- Есть мнение, что верные прогнозы погоды можно найти только на зарубежных сайтах, а наши метеослужбы работают по старинке. Что вы думаете по этому поводу?
- Мы работаем на тех же зарубежных схемах. К сожалению, российских схем недостаточно, к примеру, наша рабочая схема - английская.
Россия не вкладывала деньги в нашу службу. Для того чтобы построить прогностическую схему, необходимо большое количество метеорологических и аэрологических станций. Ведь погода формируется в тропосфере, то есть на наших широтах на высоте 11 километров. Чем больше будет информации по этому слою, тем точнее будут прогнозы. Много зависит и от размеров карты. Поскольку для погоды и 100, и 30 километров имеют значение. Так, в Уфе и в Аше погоды разные. Одним словом, чем точнее карта, тем точнее прогноз погоды.
Василиса:
- Полагаетесь ли вы наверняка на прогнозы ваших подчиненных? Одеваетесь ли по погоде, предсказанной на работе? Носите ли, например, с собой зонтик каждый день или только, когда дождь обещают синоптики?
- Когда я забываю зонт, всегда идет дождь. А прогноз – это вещь коллегиальная. Бывает, мы с коллегами спорим, не соглашаемся друг с другом. Однако синоптики - достаточно демократичный народ, и каждый имеет право на ошибку.
Для синоптика важен практический опыт, не менее пяти лет работы на данной территории. Наши синоптики в основном опытные специалисты.