Таинство зарождения новой жизни. Сейчас, когда научные достижения позволяют совершать манипуляции на клеточном уровне, и оно тоже стало делом техники. Количество детей из пробирки исчисляется по всему миру уже несколькими миллионами. Между тем первая успешная операция по экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО) была проведена в 1978 году. У женщины, страдавшей много лет от бесплодия, родилась дочь Луиза Браун, которая теперь сама стала матерью.
Спасительный для отчаявшихся супругов метод был разработан британским эмбриологом Робертом Эдвардсом. В 2010 году он был объявлен лауреатом Нобелевской премии в области физиологии и медицины. В России метод ЭКО впервые был применен спустя восемь лет - в 1986 году, и первоначально клиники, где использовались методы искусственного оплодотворения, были только в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас они есть во многих крупных городах России, в том числе и в Уфе. А там, где существуют подобные специализированные центры, должны быть и банки спермы.
Неделю назад эта тема была поднята в «ОЭГ», в статье о спермодонорах. Выяснилось, что за специфический товар деньги получить не так-то просто, доноры несут немалые затраты, хотя потребность в семенном материале довольно велика. В клиники ЭКО бесплодные пары обращаются по разным причинам, и для всех здесь стараются найти приемлемый вариант решения наболевшей проблемы.
Если говорить коротко, суть ЭКО такова: яйцеклетку извлекают из организма женщины и искусственно оплодотворяют спермой донора или супруга, если его сперматозоиды все же подходят для этого. Такой вариант для обоих супругов наиболее благоприятен. Полученный эмбрион несколько дней выращивают в инкубаторе, после чего переносят в полость матки. Перенос эмбриона занимает считанные минуты, а вот процент приживаемости не слишком высок. Беременность наступает в среднем в 30-40 процентах случаев. Потому обычно подсаживают сразу два-три эмбриона.
Надо ли говорить, что многоплодная беременность – огромное испытание для любой женщины, не исключение и те, кто забеременел обычным способом. Решившимся на ЭКО еще труднее: их организм измучен гормональной терапией, чаще всего они уже не молоды и имеют целый букет заболеваний. Как правило, двойняшки и тройняшки рождаются недоношенными, с очень низким весом. Хорошо, если не обнаружится прямых отклонений в здоровье. Но на какие жертвы не идут женщины ради рождения детей!
Мне рассказывали, что одна дама трижды делала ЭКО, прежде чем родила, кажется, сразу двоих детей. Семье это стоило немалых затрат. При отрицательном результате деньги не возвращают. Зато теперь у этой супружеской пары все мучения позади, они вознаграждены рождением столь желанных детей.
Есть в Уфе и примеры суррогатного материнства. О них, конечно, не принято распространяться, но все же расскажу одну историю. Представьте себе, бывший ученик влюблен в свою учительницу, которая старше его лет на 20. Когда он разбогател и появился в ее жизни, она уже развелась и была в таком возрасте, когда рожать самой поздно. Но ребенка очень хотелось. Нашлась подходящая кандидатура для суррогатного материнства, кстати, тоже бывшая ученица. Она без проблем родила и отдала супругам девочку, и все остались весьма довольны собой. Хэппи энд! Надеюсь, никто не рассказал дочке о тайне ее появления на свет.
И тут, я думаю, пора затронуть не физиологическую, а психологическую сторону вопроса. Как быть, если дети из пробирки узнают о своем происхождении? Говорить ли им вообще, что предшествовало их рождению? А если они захотят узнать своих настоящих родителей, как это отразится на спермодонорах и суррогатных матерях? Выдержит ли психика подростка такую правду, ведь и для взрослого она может стать шоком?
Вот что сказала по этому поводу частный психолог Алиса Курамшина:
- К сожалению, банк спермы появился не по прихоти феминизированных женщин, которые не хотят рожать от живых мужчин, им колбу подавай. Нет, банк спермы появился тогда, когда способность к зачатию упала именно у мужчин в силу экологических и социальных причин. Помню, как одна клиентка рассказывала, что в Республиканском перинатальном центре несколько лет назад предлагали всего одного кандидата! «Неурожай» был, многие образцы вместе с их хозяевами отсеиваются по состоянию здоровья. Сейчас, говорят, ситуация улучшилась: можно подобрать и по национальности, и по росту, и по цвету глаз, волос… Разве это плохо? Не знаю ни одну женщину, которая имела бы возможность родить от любимого мужчины, а при этом шла в банк спермы! Женщины хотят рожать, иметь полноценные семьи, а мужчины хотят размножаться – это эволюционно заложенные в нас роли. Поэтому появление банка спермы весьма оправдано. Особенно при нашей демографической ситуации.
Теперь о детях из пробирки. Конечно, хорошо, когда у ребёнка есть и отец, и мать. Законодательно не принято раскрывать тайны деторождения, ведь и в наше время есть усыновлённые дети, многие родители с удовольствием воспитывают не только своих, но и приёмных детей своего супруга. Если говорить о матерях-одиночках, то с Великой Отечественной войны повелось рассказывать детям о героической кончине отца если не на войне, то в космосе или приписывать ему славу Штирлица. В настоящее время такие мамы тоже обычно выкручиваются в меру своей фантазии. И это лучше, чем рассказывать ребёнку о том, каким подлецом оказался папаша, бросивший их на произвол судьбы. Но некоторые обходятся и без лжи во благо. Потому что права народная мудрость: «Отец и мать не те, кто родили, а кто воспитали». Если ребёнок узнает тайну своего происхождения, и она окажется далека от того, во что ему хотелось бы верить, то это, конечно, будет для него психотравмой. Но сила её будет зависеть от того, насколько много любви в той семье, где он воспитывается, а не от самого факта рождения. Вот об этом стоит помнить.
В конце статьи выскажу и другие соображения по поводу «искусственных» детей. Если количество желающих сдавать сперму не так велико, дело это все же непопулярное, не получится ли, что от одного мужчины будут оплодотворены в городе, скажем, несколько десятков женщин, они благополучно родят мальчиков и девочек, которые между собой будут родственниками. Пройдет лет 20, и кто-нибудь из них встретится, влюбится, захочет создать семью. Не зная своей родословной, невольно может стать виновником инцеста.
Возьмем и юридическую сторону вопроса. Сейчас имена доноров спермы и яйцеклеток (есть потребность и в таковых) не разглашаются. А если законодательство изменится и их данные можно будет узнать в клиниках? Тогда, наверное, найдутся желающие увидеться со своими биологическими родителями и предъявить им моральные или же имущественные претензии. Кажется, в Германии одна девушка, родившаяся в результате ЭКО, этого добилась. Тогда жизнь доноров точно превратится в кошмар.
И напоследок задам вопрос специалистам: а не может ли ЭКО оказаться своего рода «ящиком Пандоры»? Не исключено, что в ряде случаев за бесплодием могут стоять не медицинские, а генетические запреты, которые устанавливает матушка-природа, и вмешательство ученых-генетиков в «святая святых» может сослужить человечеству плохую службу.